На совете Ассоциации национальных театров России выбирали между Уфой и Дохой
Валерий Фокин сообщил, что национальные театры в 2027 году могут поехать в Узбекистан. Или Катар. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru
«Науруз», но не только тюркский
Главный режиссер Камаловского театра Фарид Бикчантаев обнародовал программы фестиваля «Науруз» и специальной программы театральной олимпиады, но сначала озвучил еще в прошлом году витавшие мысли:
— «Науруз» у нас по счету 17-й, включая театрально-образовательный форум. И он всегда шел под названием «Фестиваль тюркских театров». Но с какого-то периода мы поняли, что это нас ограничивает, проживающих на территории России. И мы выносим решение на ваше мнение — назвать его «Ассоциация национальных театров — Международный фестиваль национальных театров «Науруз».
— «Науруз» поменяется? — спросил директор Камаловского Ильгиз Зайниев.
— «Науруз» уже поменялся, — ответил Бикчантаев. — В этом году, помимо тюркских театров, — Якутия, Кыргызстан, Адыгея, чеченский театр. Давайте говорить честно, не всегда тюркские театры… Есть спектакли, которые даже не хочется привозить, только потому что это тюркский театр.
— Отлично, — отреагировала директор Чеченского драматического театра Хава Ахмадова.
Фарид Бикчантаев предложил привести название «Науруза» к реальному положению дел. Михаил Захаров / realnoevremya.ru
Гамлет из Кейптауна, Кроткая из Бразилии
Также с 12 по 23 июня в Казани пройдет специальная программа Международной театральной олимпиады. Участие примет театр кукол Janni Younge Productions из Кейптауна (ЮАР), Башкирский драмтеатр им. М. Гафури, Театр АТТИС (Греция), Турецкий государственный театр (Анкара), Александринский театр (Санкт-Петербург), центр исполнительских искусств Бразилии и лаборатория сценического искусства Университета Валье (Колумбия).
Итак, 9—21 июня пройдет «Науруз» при участии 19 театров: Уфа, Горно-Алтайск, Бишкек, Майкоп, Грозный, Абакан, Чебоксары, Симферополь. Впервые — театр кукол из Нерюнгри. Также, к примеру, приедут театры из Костаная, Сырдарьи, Гянджи, а также городской театр Мерсина.
Олимпиадные спектакли 12—23 июня переплетены с этой программой. Первые гости — театр кукол Janni Younge Productions из Кейптауна с «Гамлетом». Башкирский театр драмы имени Мажита Гафури предложил постановку «Дяди Ваня» при участии Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана. Президент олимпиады Теодорос Терзопулос привезет спектакль «Ио». Турецкий государственный театр из Анкары — «Машину Чехова».
Сами камаловцы покажут «Муть. Мухаджиры», а Александринский театр — «Литургия ZERO». В июле в Москве проходит Чеховский фестиваль, от него в Казань приедет одногруппник Бикчантаева Алехандро Гонсалес Пуче, который привезет «Кроткую» Достоевского (Театральная компания «Городской театр», Центр исполнительских искусств Бразилии и Лаборатория сценического искусства Университета Валье).
Также Фокин сообщил, что в 2027 году обсуждается проведение Международной олимпиады в Узбекистане. Но при этом желание выразил еще и Катар.
— В этом году у нас будет еще и фестиваль «Туганлык», — сообщил директор башкирского театра Иршат Файзуллин.
— Придется выбирать между Башкортостаном и Катаром, — ответил Бикчантаев.
Также Бикчантаев предложил обсудить вопрос образования, касающегося именно национальных театров. Он напомнил, что, учась в ГИТИСе, проходил курс по истории театров СССР, где обязательно нужно было читать Айтматова и Гафури. А теперь в многообразной России есть специалисты по английскому и испанскому театру, но нет по национальному.
— В результате к нам приезжают впервые критики из Москвы, видят впервые национальный театр и в глазах вопрос: почему вы не на конях, — пошутил Бикчантаев.
После строительства театра Камала, «Мастеровых» и других объектов возник вопрос унификации ТЗ. Мария Зверева / realnoevremya.ru
Внешняя экспертиза и унификация ТЗ
Приехавшая со съезда Союза писателей министр культуры Татарстана Ирада Аюпова подняла несколько тем. Она предложила проводить внешнюю экспертизу местной драматургии:
— Идет популизм — мол, не поддерживаете местных авторов, — объяснила Аюпова. — Но я прекрасно понимаю художественных руководителей, главных режиссеров, директоров, которые говорят нам — это произведение не годится. Нужна внешняя экспертиза, чтобы исключить ангажированность, лоббирование интересов тех или иных авторов.
— Мы в этом здании поняли, что у нас большой запрос на немассовые специальности, узкопрофильные, например видеоинженеры, которые работали бы с оборудованием в Универсальном зале. Там большие возможности, но мы не можем их в полной мере использовать, — обозначила второй вопрос Аюпова.
Третий вопрос, который она предложила обсудить, — унификация технических заданий при строительстве новых театров.
— Многие театры работают на привозном оборудовании. Кто-то укомплектовался, кому-то надо обновляться, но в силу обстоятельств это влетает в дорогую историю или просто невозможно, — объяснила министр. — У нас есть 3-5 подрядчиков по странам, с определенным набором оборудования. Мы заточены под их видение, под их ТЗ, под их опыт, под их возможности. Это неправильно.