2 декабря, 2024

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора — как у врача: не навреди!»

Ядовитый гроб, шедевр Снайдера, служба Наполеона – чем и как занимается реставрационная студия ASG

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

перед тем, как подготовиться к экспонированию в реальном интерьере, кресло подвергается грубой обивке. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

Вторая часть реставрации – сохранение аутентичности. Посмотрите на эти стулья. Мы их реставрировали, атрибутировали (узнали, к какому стилю, времени и стране они принадлежат), консервировали, укрепляли, грубо декорировали. Поэтому позже, когда дизайн интерьера нашего Дворца изящных искусств будет завершен, мы подберем подходящий материал для остальной отделки, обьем стулья и выставим их в настоящей исторической гостиной.

Но в этом наборе сохранена оригинальная гобеленовая обивка. Это Франция, 17 век, эпоха Людовика XIV. Мы починили сломанные детали, почистили обивку и дерево, подшили гобелен. Это музейная реставрация: комплект будет выставлен на обозрение.

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

в наборе сохранен оригинальный интерьер гобеленов (Франция, 17 век, период Людовика XIV). Динар Фатихов/realnoevremya.ru

-Кто решает, как доработать объект, потерявший множество элементов? Например, как реставрируют резьбу или инкрустацию на мебели? Реставратор сделал это сам, исходя из своих художественных талантов?

— Ремонтники — это часть проблемы. Огромную роль в нашей деятельности играют искусствоведы и ученые, занимающиеся атрибуцией предметов. Они решают, как должны выглядеть недостающие части. Они задали тон и стиль реставрации и с их помощью разработали технические характеристики процесса. Ученые решают, хотим ли мы сохранить этот предмет или его можно подготовить к использованию (например, множество стульев, диванов, столов и кресел в наших приемных).

Но мы также очень тщательно занимаемся коммерческой реставрацией. Например, если мы заменяем обивку, мы используем исторические ткани той же эпохи. В свое время мы тоже купили много булочек на аукционе. В крайнем случае, можно найти что-то похожее в современных материалах и подобрать стиль. Но этот подход хорошо работает для предметов меньшей музейной ценности, таких как мебель XIX века, которая стоит в гостиной. Здесь воспроизведены аутентичные интерьеры с использованием старинной мебели, для которой мы можем создать обивку из современных тканей.

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

В реставрационных мастерских ASG мебель иногда перетягивают старинными тканями или современным текстилем той же эпохи. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

Сервиз Наполеона и шкатулка для ядов

— Вы обязательно получите что-то с уникальной историей — ведь в запасниках ASG более 7000 предметов. Расскажите, какие интересные примеры вам сразу запомнились?

——Да, мы часто сталкиваемся с загадками и интересными гипотезами. Начинаешь делать какой-то туалетный столик и снимаешь зеркало — под зеркалом лежит лист бумаги, на котором две-три сотни лет назад были написаны заметки…

Однажды мы имели дело с большим гробом. Мы начали его разбирать и нашли в конструкции тайники, из которых достали серебряную ложку, старый шприц и французские купюры. Еще от дерева исходил странный запах. Наши искусствоведы изучили этот вопрос и пришли к выводу, что гроб использовался для хранения яда. Это яд!

Это то, что мы называем гусарским креслом. Он имеет квадратную форму и имеет подлокотники только с одной стороны. Таким образом, останется место, где можно повесить меч – сбоку без подлокотника.

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

сервизы с монограммой Наполеона Бонапарта. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

— Есть ли в коллекции что-то, что определенно принадлежит великому историческому деятелю?

— Ты видишь вон тот корабль? Он носил монограмму Наполеона Бонапарта. У нас также есть обеденный сервиз, на котором есть не только монограмма, но и его любимая пчела. Наполеон поместил пчелу на свой личный герб как символ национальной и семейной традиции. Исходя из этого искусствоведы решают, кому принадлежит его собственность.

— Какую головоломку тебе нужно решить?

— Посмотрите здесь: картина испанского произведения 17 века. На столе было много золота и картин. На мой взгляд, на этих фотографиях изображена церковь, в которой находится картина. Наш историк искусства, кажется, даже обнаружил эту церковь.

Но самое главное, это полотно доходит до нас без каркаса. Когда мы начали изучать картину в ультрафиолете, то обнаружили, что сверху был слой: скелет был закрашен. Дело в том, что в какой-то момент XVIII века были запрещены изображения нечистой силы и ужасающие образы. Наши реставраторы воссоздали оригинальный сюжет, который символизирует: на тот свет с собой ничего не унесешь. Сначала очищается поверхностный слой, а нижележащие слои удаляются, чтобы обнажиться скелет, который затем восстанавливается художником-реставратором.

— Как еще на живопись влияет время? Что будет происходить в процессе ремонта?

— В картине много отслоений, гравия и банальной грязи. Могут быть и умышленные повреждения – дыры от холодного оружия, повреждения от огня. Мы даже видели на картинах некоторых фигур с бородой.

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Реставраторы АСГ получили картину без скелета. Когда они начали изучать картину в ультрафиолетовом свете, они обнаружили, что она была закрашена. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

«Задача реставратора — поддерживать предмет, чтобы он не потерялся в вековом пространстве»

— Философский парадокс Корабля Тесея известен с античных времен: если бы со временем доски внутри заменялись по частям, а со временем и все, можно ли было бы считать его все тем же историческим кораблем? Спустя столько лет, останется ли он прежним? Каково ваше мнение по этому вопросу?

«История показывает, что этот вопрос можно обсуждать бесконечно. Поделюсь своими мыслями. Каждый исторический объект имеет материальную ценность. Но есть и нематериальная ценность – мы называем ее «душой». Даже все ее элементы с течением времени заменяются, внешний вид остается прежним и в нем живет душа, ведь одни и те же материалы (часто исторические), те же пропорции и те же визуальные декоративные элементы видны уже многим поколениям. Видя, как это сделано, ингредиенты, и внешний вид. Думаю, в этом и заключается ценность.

Задача реставратора – сохранить как можно больше того, что осталось, и отремонтировать недостающие элементы. Поддержите предмет, чтобы он не затерялся в многовековом пространстве. Чтобы будущие поколения были такими же, как в тот день, когда он был создан.

— Правильно ли я понимаю, что все предметы в коллекции ASG обязательно будут иметь оригинальную «историческую текстуру», с восстановлением недостающих текстур вокруг них при необходимости?

— Да, вот и все. Я хочу сказать, что объект быстро теряет свою истинную оригинальность через короткий промежуток времени. Это органические вещества, и они не вечны: их свойства теряются и эксплуатируются. Многое зависит от того, как эти предметы используются и как с ними обращаются. Во многие периоды мировой истории такая мебель могла быть повреждена: во Франции, например, были войны, были революции, вещи сжигались, вещи разрубались на куски. Предметов у нас много (некоторые из них восстановлены), но элементов всего несколько. Включает мягкую мебель. Обычно она обжигается первой. Например, недавно мы работали над стулом, у которого была только спинка и передняя часть.

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

динар Фатихов/realnoevremya.ru

Каждый исторический объект имеет материальную ценность. Но есть и нематериальная ценность – то, что мы называем «душой». Даже если со временем все его элементы заменяются, внешний вид остается прежним и внутри него живет душа.

Или возьмите что-нибудь «голландское» с мозаикой. Посмотрите на этот предмет мебели: исторические инкрустации хорошо сохранились. Она почти полностью «местная». Но есть и участки, которые со временем шелушятся и повреждаются. Мы их завершаем. Подобрали шпон, подходящий по цвету и типу, вырезали и приклеили. Мы видим иллюстрацию парадокса Корабля Тесея: вот полная картина мозаики. Это историческое событие. Но есть некоторые его части, которые мы уже добавили. Разве это не делает стул менее памятником голландскому искусству XVIII века?

«К нам попадали даже картины, на которых героям были подрисованы усы»

— Что интересного ты сейчас делаешь?

— Сейчас идут реставрационные работы над большим ранним полотном известного фламандского художника Франса Снейдерса — видите, оно разложено на полу. Это «Собаки гонят оленей», полностью его собственная картина. В 2010 году картина была законсервирована в нашей студии. Это жемчужина нашей коллекции, и сейчас мы восстанавливаем ее до состояния, пригодного для выставки. У нас еще есть ряд работ, созданных в мастерской живописца — в основном созданных кистями его учеников, но в каждой картине есть элементы, написанные самим Снайдерсом (что явно приписывается искусствоведу).

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

фламандская живопись XVI-XVII веков отличается большим количеством бытовых деталей. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

— Что есть в вашей коллекции из самых древних времен?

— Несколько месяцев назад мы работали над частью французского сундука XV века. На самом деле здесь есть несколько стел с резьбой, и мы их сейчас сохраняем. Что касается картин, то у нас есть испанские картины на деревянных панелях, самые старые из которых датируются 14 веком. У нас теперь есть мастер, который делает такую ​​работу – это фигура Христа, и основная задача – залечить потрескавшееся дерево. Для этого мы обычно используем старые клеевые составы на основе животных жиров.

— Как сохранить отреставрированные экспонаты?

— В помещении должна поддерживаться прохладная температура и умеренная влажность. У нас есть гигрометры, системы вентиляции и кондиционирования. Климатические условия хранения музейных коллекций должны соответствовать ряду условий.

——Такие вещи нужно хранить регулярно, верно? Содержать их в надлежащем состоянии?

«Все это я могу сравнить с процессом старения человеческого организма. С возрастом содержание кальция в наших костях постепенно снижается, и нам нужно быть добрыми к себе. То же самое касается антикварной мебели: например, могут расшатываться ножки ломаются при использовании, потому что со временем в древесине происходят необратимые процессы, раньше не производили синтетические минеральные материалы, все они требуют ухода: питательного, регулярной обработки маслом, кстати, мы используем современные материалы — специальную мебель. Шеллак Ведь главный принцип работы реставратора – обратимость его действия, а мебельный шеллак легко удаляется спиртовым раствором, не повреждая в процессе работы исторический материал. Нанесите несколько слоев шеллака и отполируйте регулярно, но это можно легко удалить.

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

динар Фатихов/realnoevremya.ru

Все это можно сравнить с процессом старения человеческого организма. С возрастом количество кальция в костях уменьшается, поэтому нужно быть осторожным с самим собой. То же самое касается и антикварной мебели: например, ножки могут сломаться в процессе эксплуатации из-за необратимых процессов, происходящих в древесине с течением времени

«Реставраторы старой школы вкладывают в свое дело душу, им совесть не позволяет сделать плохо»

——Как проходит реставрация старинных картин?

— Все начинается с исследования темы. Он определяет, что именно находится перед нами и в каком состоянии находится изображение. Этот вопрос изучает искусствовед. Определить необходимые приемы, подобрать материалы и разработать техническое задание на работу.

Отдельной задачей было развернуть работу: по миллиметру, максимально аккуратно. На этом этапе реставраторы хотят убедиться в отсутствии мусора. Если таковая имеется, необходимо закрепить на основе слой краски (это может быть не только холст, но и деревянная доска, если картина очень старая, датируемая 14-15 веком).

Затем загрязнения или (если вы решите это сделать) более поздние замазки смываются. Например, у нас был эпизод, в котором 90% оригинального сюжета было замаскировано. Выяснив это, нужно принять взвешенное решение, так как многое зависит от того, когда и кем была сделана шпаклевка. Возможно, это тоже была работа известного мастера, и поздние слои имеют большую культурную ценность, чем более ранние. Или, например, первый и второй слои нарисованы одной и той же кистью — маляр может передумать. В принятии решений о том, что делать в этой ситуации, участвуют в основном искусствоведы и научное сообщество. Например, мы сейчас тесно сотрудничаем с Вадимом Садковым из Русского музея. Это очень авторитетный эксперт, мы часто ему звоним и он приходит нам на помощь.

Будьте очень осторожны при обработке краев холста – на холсте можно обнаружить подпись художника, которая поможет определить атрибуцию работы. Было много случаев, когда мы начинали снимать картину с подрамника на реставрацию и понимали, что картина не заканчивается той частью, которая нам видна. Начали чистить дальше, прибавляя по 10 сантиметров с каждой стороны, а потом нашли подпись. В этом случае процесс восстановления замедляется. Покрываем холст защитным ингредиентом — папирусом — который подождет и решит, что будет дальше.

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

все начинается с изучения темы. От этого зависит, на что именно смотрит реставратор и в каком состоянии находится картина. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

Если в картине отсутствуют недостающие фрагменты и решено их восстановить, реставратор сначала достраивает их так, чтобы слои находились на одном уровне, а затем дорисовывает их в той же технике, используя те же приемы мастера. Мазки – например, масляными красками. Для этой цели также используются специальные ремонтные составы. Но большинство новых материалов — это забытые старые материалы, к которым добавлены только современные добавки.

— Не будет ли между этими красками химического конфликта?

——Современная реставрационная школа прошла период проб и ошибок. Был определенный сбой в ее развитии – в 1990-е и 00-е годы наша школа фактически не имела развития, она базировалась на советской разработке. Так продолжалось до начала 2005 года – благодаря энтузиастам, увлеченным сохранением культурных ценностей. Нам и большинству реставраторов уже за пятьдесят.

— Где вы набираете мастеров в Казани?

— Многих людей мы обучили сами. Например, есть люди, которые раньше были плотниками. Художественная школа всегда была и у нас есть замечательный художник-реставратор. Если я правильно помню, ему было за семьдесят лет. Он вложил душу в свое искусство. Это очень важно. В конце концов, есть много людей, которые пытаются стать реставраторами исключительно ради финансовой выгоды. Но реставраторы старой закалки с головой погрузились в работу, и совесть не позволила им сделать ничего плохого. Ведь можно залить современный лак на старинный стул, испортить его и повредить.

В их работе также участвуют мастера. Хороший реставратор это чувствует, живет этим чувством и относится к этой возможности с большим уважением.

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

современная школа реставрации прошла период проб и ошибок. Был определенный сбой в ее развитии – в 1990-е и 00-е годы наша школа фактически не имела развития, она базировалась на советской разработке. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

Реставратор реставратору рознь

——Давайте продолжим разговор о процессе. Что происходит дальше, когда картина реставрируется?

——На самом деле сама работа по покраске еще не закончена. Определить возраст кадра (если он есть) и разобраться в нем – тоже непростая задача. Или искусствовед решает, в какую рамку картину, данную нам в виде свитка, следует поместить в нашей кладовой, чтобы она полностью соответствовала стране, стилю, эпохе и школе живописи.

——Происходит ли исследование и реставрация других объектов реставрации по тому же сценарию, что и картина?

— В целом да. Все рассматривается, атрибутируется и принимается решение, что делать. Реставрация каждого предмета сопровождается дневником реставрации, который также публикуется в нашем журнале «Мир искусства». Чистка, ремонт лакокрасочного слоя – все это делаем для мебели.

— А как насчет дизайна и механики мебели?

— Мы также много работаем над тем, чтобы сохранить всю эту «родную» историю. Мы разбираемся в старинных замках и реставрируем их — у нас есть реставратор, специализирующийся на старинной технике, в том числе на часах. Он имел инженерное образование и владел токарным искусством. Значит, он разбирается в механизме, понимает, чего в нем не хватает, и вытачивает нужные детали (если нужно).

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

В мастерской ASG работает реставратор, который специализируется на восстановлении старинных механизмов, в том числе часов. Он имел инженерное образование и владел токарным искусством. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

——Другими словами, есть разница между реставраторами и реставраторами.

— конечно. Есть художники, есть столяры, есть слесари, есть слесари, есть скульпторы, есть декораторы и реставраторы художественной живописи. Например, краснодеревщики также ремонтируют сломанную резьбу на мебели. Декораторы поработали над восстановлением утраченных элементов инкрустации – подобрали шпон из различных пород дерева нужных цветов и размеров. Это очень тяжелая работа.

— Какие проблемы вы чаще всего «диагностируете» с деревянной мебелью?

-Основные из них – каналы, изъеденные жуками-древоточцами. Основная проблема здесь в том, что вы не можете увидеть, насколько обширно и обширно жуки творят в лесу. Поэтому эти каналы необходимо диагностировать в первую очередь.

Далее делаем биологическую очистку, чтобы там не было биологических остатков. Ведь мы не знаем, что пережили эти объекты за свою историю. Каждый предмет должен быть подвергнут биологической обработке, чтобы защитить современных людей от неизвестных нам бактериальных опасностей. Эти каналы затем закупориваются и «блокируются».

— Есть ли в коллекции музыкальные инструменты?

— Есть много видов клавишных инструментов. Мы пригласили дипломированного эксперта, историка музыки, который рассказал нам, что никогда не видел такого инструмента в России. Откуда они взялись, кто их сделал и кто ими играл – загадка, которую, надеюсь, со временем наши специалисты смогут разгадать. Это переходные формы фортепиано – от кабинетного фортепиано к концертному.

Но пианино XIX века, которое вы видите, было настроено для нас настройщиком, посетившим один из концертов Лары Фабиан в 2017 году. Он умеет пользоваться как современными, так и старинными инструментами. Мы его специально пригласили, и он почистил инструмент, настроил его, и можно на нем играть.

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Это пианино ASG XIX века было проверено и настроено мастером под руководством Лары Фабиан. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

«Голландский секретер с вензелем Петра I мы реставрировали 12 лет»

— Какие инструменты используют реставраторы в своей работе?

— В основном обычные инструменты – кисти, лопаточки. Их можно приобрести в обычных художественных магазинах или художественных салонах.

— Сколько времени нужно реставратору, чтобы восстановить такую ​​вещь? Он выздоравливает один или в команде?

— Реставраторы работают над предметом индивидуально, делая его «под ключ». Потому что, если вы поручите разные области разным людям, процесс не пойдет быстрее: они будут отвлекаться от просмотра общей картины. Между ними также могут быть несоответствия.

Например, наш столяр убрал секретаршу. Он знает всю суть: какие замки где должны быть, какие ножки где, где проблемные места, куда нужно установить недостающие компоненты. Это не работа на конвейере. Поэтому необходимо сосредоточить работу над всем предметом в одних руках. То же самое касается и живописи: картину создает один человек. Например, над этим творением Снайдера реставраторы работали почти год. Если других нарушений нет, полное восстановление займет примерно четыре месяца.

Многое зависит от того, насколько хорошо сохранился объект: в некоторых случаях работа занимает месяц — например, этот стул. В других случаях это занимает шесть месяцев. У нас был голландский секретарь, на котором была монограмма Петра I, и на ее восстановление ушло 12 лет. Потому что сначала собирают, армируют, закрепляют каркас, а потом много остановок, во время которых искусствоведы решают, что делать с декором и механическими устройствами. Ящики украшены гравюрами, серебряными вставками и даже тканевыми обоями. Мы потратили пять лет, решая и исследуя, что делать с этими обоями. В итоге опечатали и не стали снимать — слишком ценный предмет. Замок и секретный механизм затем восстанавливаются – они все «оригинальные»! Вся эта работа заняла много времени.

— И вообще, кто решает, что делать с объектом? Кто контролирует работу реставратора?

— У нас есть комитет по восстановлению. Кроме того, здесь есть реставратор, который отвечает за предметы коллекции и контролирует климатический процесс. Ведение журнала восстановления. Поэтому проект будет закреплен соответствующей документацией.

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

динар Фатихов/realnoevremya.ru

Например, наш столяр убрал секретаршу. Он знает всю суть: какие замки где должны быть, какие ножки где, где проблемные места, куда нужно установить недостающие компоненты. Это не работа на конвейере

— Используете ли вы цифровые технологии в процессе реставрации? Например, обученная нейронная сеть истории искусства могла бы «дополнить» недостающие части орнамента на основе конкретного стиля, страны и даты объекта?

«Мы еще не дошли до того момента, когда будем использовать такие технологии. Тем не менее, мы используем научные архивы и исследования, проводимые историками искусства, чтобы понять, что и в какой форме мы будем воссоздавать. Что касается современных технологий, например, когда мы рассматриваем картины, Используя ультрафиолет, мы можем узнать, есть ли у картины «первый слой» благодаря ультрафиолету, о котором я уже говорил.

Мы рассмотрели возможность использования 3D-сканеров для репликации объектов. Например, у нас есть исторический стул, и интерьер, который мы хотим воссоздать, содержит набор из шести таких предметов. Можно пройти сканер, создать чертеж, отправить в производство — и сделать пять «клонов». Это, кстати, касается вопроса коммерческого использования исторической мебели. У нас будет интерьер с одним оригинальным предметом и пятью полными абсолютными копиями.

— Есть ли общие принципы и правила работы реставратора?

— конечно. Как я уже говорил, важен принцип обратимости: необходимо иметь возможность в любой момент «откатить» то, что вы делаете, к предыдущему состоянию, не повредив при этом объект. Но главная заповедь как у врача: «Не навреди!»

— Какой предмет в этой коллекции самый ценный?

— Здесь все бесценно.

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

Иван Никонов: «Главная заповедь реставратора – как у врача: Не навреди!»

1/51

  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов
  • Динард Фатихов

Read Previous

«Собрала на меня некий «компромат»: как замглавы исполкома Казани обвинял жену в вымогательстве

Read Next

Как правильно восстановиться после тренировок

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *