18 марта, 2025

Молоток как символ современной экспозиции

На «Казаныше» обсудили музеи Эфиопии, Гонконга и Арктики

Молоток как символ современной экспозиции

Фасил Гиоргис рассказал о музее террора. Мария Зверева / realnoevremya.ru

«Надо вывести человека из комфорта»

Градус поэтического уровня дискуссии поднял руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн, сбивчиво, но очень вдохновенно рассказывая о мемориале Ленинградской битвы на Пулковских высотах. Каждый его элемент иллюстрировало весомое слово. К примеру, разлом, в который посетитель входит с парковки, а потом попадает в чашу со стеклянными скульптурами.

— Тут мы пошли на очень опасную такую вещь, — отметил Явейн, — вот тени этих людей, их отпечатки, мы с ними, мы вместе, мы едины в чаше, где люди настоящие стоят с образами-людьми.

При этом, чтобы попасть в чашу, нужно пройти кольца времени, не перескакивая, а идя последовательно, указал Явейн. Также в процессе работы над мемориалом авторы взяли немецкую аэрофотосъемку, музеефицировали одну из траншей и множество воронок.

— Мне кажется, сегодня надо не бояться «бить молотком» по голове, — резюмировал Явейн. — В общем, только так это работает. Надо вывести человека из комфорта, перевести его в систему образов, пересадить в другую систему координат.

Молоток как символ современной экспозиции

Никита Явейн представил мемориал Ленинградской битвы на Пулковских высотах. Мария Зверева / realnoevremya.ru

Художник, комиссар Антарктической и Арктической биеннале Александр Пономарев в начале выступления читал стихи о миражах, что стало основой презентации двух музеев для полярных зон «Архитектура Миражей». Оба — не станционарные и могут находиться везде, где есть водоемы. Оба придуманы совместно с архитектором Алексеем Козырем.

Первый проект — это дебаркадер с тремя экспозиционными кубами, которые могут передвигаться по вертикали. А второй — это буксируемый корабль-поплавок, который при необходимости может встать на попа, заполнив кингстоны.

— Эти музеи, по сути дела, — отметил Пономарев, — являются художественными инсталляциями. И не дом, и не корабль, а какая-то история, архитектура миражей, меняющийся музей, меняющееся пространство, не привязанные ни ко времени, ни к месту.

Молоток как символ современной экспозиции

Музей, корабль, поплавок. предоставлено на Международном архитектурно-строительный форуме «Казаныш»

«Чудовищная дорога постоянных экспериментов на грани»

Музей транспорта Москвы, расположенный в здании бывшего гаража грузовых автомобилей архитектора-авангардиста Константина Мельникова, только готовится к открытию. Но, как указала его директор Оксана Бондаренко, заигрывать с аудиторией они не собираются.

— Мы могли бы встать на чудовищную дорогу постоянных экспериментов на грани, заигрывание с аудиторией, — отметила Бондаренко. — Мы считаем, что ее нужно чрезвычайно омолодить — и только через высокую мультимедийность, в том числе экспозиционных проектов и программ, можно до этой аудитории достучаться. Но очень важен грамотный баланс.

И потому музей транспорта — аналоговый, несмотря на 960 единиц мультимедийного контента.

Молоток как символ современной экспозиции

Оксана Бондаренко — директор Музея транспорта Москвы. Мария Зверева / realnoevremya.ru

— Я лично следила за этим мягким балансом, чтобы не превратиться в музей кино, музей мультимедийного экрана.

Завершало сессию выступление основателя и креативного директора Бюро Buro Bitus Алекса Битуса, который рассказал о готовящемся проекте иммерсивного музея центра истории и развития Арктики «Аркториум» в Салехарде. Это, кстати, тот проект, когда музейная экспозиция разрабатывалась перед тем, как придумали здание, указал он.

Молоток как символ современной экспозиции

Проект «Аркториума». Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

— Идея с точки зрения архитектуры была в том, что это Арктика, лед, вечная мерзлота, которая, постепенно тая, показывает нам историю, отдает артефакты, — сказал Битус.

При этом рендеры на экране очень сильно напоминали нынешний театр Камала, в котором происходил разговор. А история с разломами льда коррелировала с темой мемориала на Пулковских высотах. И, конечно, арктическая направленность рифмовалась с фантастическими проектами Пономарева — Козыря.

Получается, современные музеи, несмотря на разность бюджетов, исторического и культурного бэкграунда, развиваются в одном направлении — из хранилища фондов они превращаются в контекст, в который посетитель погружается, заполнив кингстоны сознания, с головой, на время переведя фокус внимания с мира, меняющегося с поразительной быстротой, на прошлое как на источник вдохновения.

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

Молоток как символ современной экспозиции

1/20

  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева
  • realnoevremya.ru/Мария Зверева

Read Previous

«Весь урожай приходится продавать»: Буинский район жалуется на нехватку перерабатывающих предприятий

Read Next

Сергей Рыжиков: «Мы бились друг за друга, победы в каждом матче, вытаскивая игры на зубах»

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *