20 января, 2025

Праздники без границ: как Новый год отмечают разные народы России

Секреты национальных обычаев, неожиданные традиции и магия переходного времени в книге «Страшный, таинственный, разный Новый год»

Праздники без границ: как Новый год отмечают разные народы России

Посуда для кумыса у якутов. Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

История праздника связана с легендарным Эллэем, одним из предков якутов. Говорят, он построил свое хозяйство в долине Туймаада, изготовил сосуды для кумыса и впервые пригласил родных на праздник. На том первом Ысыахе Эллэй принес подношение верховному божеству Юрюнг Айыы Тойону, и с тех пор этот обряд стал ежегодным. Праздник начинается у костра в традиционном жилище — Могол урасе. Здесь почетный старик или распорядитель зачитывает молитвы, обращенные к богам. Рядом с ним — чороны, наполненные кумысом. Глоток за глотком — напиток передают от одного человека к другому. Каждый сосуд открывает благополучие для рода.

Кумыс, как и другие блюда, на Ысыахе имеет особый смысл. Здесь готовят саламат — кашу из муки с маслом, кровяную колбасу из кобыльих кишок, запеченную конину. Пища олицетворяет изобилие, а ее вкус — настоящая метафора якутской жизни.

Самый яркий момент праздника — круговой танец осуохай. Люди берутся за руки и двигаются вокруг Аал лук мас по ходу солнца. Запевала начинает песню, остальные подхватывают ее рефрен. Танец делится на три части: поклон солнцу, медленные шаги, символизирующие путь к богам, и, наконец, прыжки. Прыжки — кульминация танца. Они символизируют восхождение к миру божеств. В 2012 году якутский осуохай стал рекордным: более 15 тыс. человек объединились в общем круге.

Праздники без границ: как Новый год отмечают разные народы России

Ураса (коническое жилище у якутов). Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

Еще одна традиция Ысыаха — борьба между духами старого и нового года. Двух молодых людей одевают в шкуры жеребят: белого — символ нового года, и черного — уходящего. В схватке всегда побеждает белый. Победа — знак обновления и надежды. В конце праздника распорядитель подбрасывает вверх жертвенную ложку. Если она падает дном вниз, год будет сытым. А чтобы прогнать старые проблемы, в костер бросают старую кочергу. На Ысыахе запрещено пить кумыс до дна — капли напитка должны остаться, чтобы сохранить неиссякаемость жизни. Если кто-то разозлится во время праздника, его ждет гневный год. А вот если как следует наесться, то можно рассчитывать на изобилие.

Воронья свадьба и «чудо-качели»: как башкиры встречают Новый год

Башкирский Новый год, известный как Каргатуй, или Вороний праздник, — это не только встреча весны, но и воплощение многовековых традиций, которые связаны с уважением к природе и ее циклам. Праздник начинается еще до официального дня торжества: дети ходят от дома к дому, каркают и зовут всех на воронью свадьбу. Для башкир ворона — сакральный символ. Согласно одной из местных легенд, вороны произошли от Адама. Однако из-за лени они утратили человеческий облик. Отголоски этого мифа сохранились в уважительном отношении к птицам и даже в обрядах.

Каша, которая станет главным угощением праздника, готовится из продуктов, собранных всей общиной. Женщины, одетые в яркие костюмы, украшают себя монетами и ракушками. Они главные героини праздника, ведь именно им доверено передать природе свою силу плодородия. Кашу варят на улице, тщательно помешивая, чтобы не пригорела. Этот процесс — настоящее представление. Когда блюдо готово, его подают за общий стол, расстелив скатерть под украшенными деревьями. Здесь нет традиционных стульев — все усаживаются на войлоке. Помимо каши, на столе творог, хлеб, масло, чтобы каждый мог сделать угощение на свой вкус.

Праздники без границ: как Новый год отмечают разные народы России

Национальный башкирский орнамент. Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

Однако каша предназначена не только для людей. Ее раскладывают для птиц, особенно для грачей и ворон, чтобы привлечь их внимание и добиться благосклонности природы. «Чем обильнее угощение для птиц — тем благополучнее будет год», — гласит поверье.

Один из ярких ритуалов Каргатуя — украшение деревьев. Ветви укрывают не только лентами, но и шелковыми шалями, монетами, бусами. Считается, что это помогает деревьям быстрее зацвести и набрать силу. Рядом с украшенными деревьями водят хороводы, имитируя движения крыльев птиц.

После трапезы начинается веселье. Среди любимых развлечений — игра в «воронью кашу». Одна девушка ходит с кашей в руках, а другие ее окружают, каркая, словно птицы. Есть и другие конкурсы: перетягивание полотенца, прыжки через яму, бег с яйцом в ложке. Особое место занимают традиционные качели. Их делают огромными — до 10 метров высотой.

Северные загадки Нового года: козули, гадания и шуликуны

На Русском Севере Новый год — это не просто дата. Это целый зимний цикл праздников, насыщенный обрядами, приметами и ритуалами, многие из которых сохранились с древних времен. Кульминацией этого периода становятся Святки — время, когда смешиваются вера, фантазия и веселые проказы. Начинать зимние торжества принято с приготовления козуль — уникальных северных пряников. Эти фигурки из ржаного теста изображают оленей, коней или коров. Их делают из темного теста, замешанного на жженом сахаре, а украшают деталями из белого. Известный северный сказочник Степан Писахов так описывал козули:

Холмогорские козули напоминают оленя. На рогах яблоки, на яблоках — птички. Размер такой козули бывает 5–6 вершков. Их лепят и маленького размера — около вершка.

Эти пряники не только едят, но и дарят: ряженым, детям, соседям. Остатки козуль достаются домашним животным — их тоже нужно одарить, чтобы год был благополучным.

Праздники без границ: как Новый год отмечают разные народы России

Современные козули плоские, но тоже напоминают фигурки животных. Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

На Святки переодевания — важная часть веселья. В первую неделю принято рядиться «по-красивому» — надевать старинные сарафаны и шали. Но на «страшных вечерах» фантазия участников разыгрывается: вывернутые шубы, сажа на лицах, белье поверх одежды. Ряженые поют колядки, желают благополучия хозяевам, а иногда оставляют следы своего визита. Например, приносят снег в дом или оставляют калитку нараспашку.

Святки — лучшее время для гаданий. Один из древних способов — пойти на росстань и обвести круг свечой. Сев внутри, молча слушать звуки: звон колокольчиков сулит свадьбу, музыка — радость. Смелые девушки могут положить под подушку таракана, прося насекомое показать во сне суженого. Еще один популярный обряд — достать из проруби камень. Светлый предсказывает удачу, темный — трудности.

Не обходится на Святки и без мифических персонажей. Шуликуны — водяные демоны, которые, по поверьям, выходят на сушу накануне Рождества. Они пугают путников, а иногда даже дарят пряжу, оставляя ее на воткнутой в снег палке. Чтобы избавить дом от их визита, на Крещение рисуют кресты мелом или чертят их в воздухе ножом. В Святки молодежь устраивает вечеринки — вечерки, где девушки демонстрируют свое мастерство в прядении, а парни прячут прялки, выражая симпатию.

Праздники без границ: как Новый год отмечают разные народы России

Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

В книге отмечено, что нет единой «русской» или какой-либо другой новогодней традиции. Даже в соседних регионах обычаи могут сильно различаться. Но это не мешает находить сходства и общие закономерности. Каждая глава книги «Страшный, таинственный, разный Новый год» раскрывает не только уникальность, но и глубокую взаимосвязь обычаев с укладом жизни, природой и историей. Эти праздники учат бережно относиться к традициям и воспринимать Новый год как нечто большее, чем просто дату в календаре.

Издательство: МИФ
Количество страниц:
256
Год:
2023
Возрастное ограничение:
16+

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор телеграм-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Read Previous

Бачата: почему данное направление привлекает многих людей и преимущества посещения пробного занятия

Read Next

Книжные итоги 2024 года: что читали и слушали россияне?

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *