Интуитивно родители подчеркивают половую характеристику своего ребенка чуть ли не с самых пеленок. Обращением: «Вот какая хорошая девочка!», «Ну что за мальчик, какой молодец!». Одеждой, игрушками (для мальчиков покупают машинки, конструктор, а для девочек — кукол, посуду). Воспитанием — с девочками взрослые чаще «сюсюкаются», с мальчиками общаются в более сдержанной манере.
Все это способствует тому, что к трем годам малыш уже твердо знает, мальчик он или девочка. И сознание половой принадлежности очень способствует тому, чтобы маленький человек чувствовал себя полноценной личностью. Поэтому хорошо бы, строя свои взаимоотношения с детьми, мамы и папы уже осознанно учитывали этот фактор с учетом пола ребенка, чтобы не было недоразумений с ориентацией.
Желательно, чтобы девочкам с самого раннего детства прививали интерес именно к женскому облику. Как бы ни были удобны брюки, но в гардеробе каждой девочки должны быть юбочки, платьица, бантики, заколочки, украшения.
Хорошо, если папа обращает внимание дочки на то, как красиво одевается ее мама, как она привлекательна, как ему хочется, чтобы и дочка выросла такой же красивой. Естественно, не одна только одежда формирует представление девочки о себе как о будущей женщине. Важно поощрять ее интерес к женским делам: позволять подмести пол, постирать кукольную одежду, вытереть пыль.
То же самое относится и к мальчикам, уже на втором году жизни мальчиков можно приобщать к «папиным занятиям». Но это не значит, конечно, что им не следует давать в руки веник или тряпку, чтобы помочь маме. Однако в половом воспитании, как и в любом другом деле, важно сохранять чувство меры. Например, игрушки должны быть практически одинаковыми для девочек и для мальчиков. Детям важно видеть перед собой все многообразие атрибутов человеческой жизни.
Так, что нет ничего страшного, если мальчик любит играть с куклами, а девочка с машинками. Интересы малышей меняются с возрастом. Главное, чтобы не менялись добрые и естественные отношения в семье, когда каждый из родителей выполняет свою специфическую функцию (мама — ласковая, любящая хозяйка, папа — смелый, сильный, надежный друг). Эти образцы поведения интуитивно усваиваются детьми, играют решающую роль в формировании половой идентификации мальчиков и девочек.
Еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание родителей. Так повелось, что взрослые считают себя обязанными по-разному откликаться на плач ребенка. Если расстроилась девочка, ее все утешают, стараются приласкать, успокоить. А вот если разревелся мальчик, тут уже проявляется другая реакция, особенно у папы: «Перестань кричать, ты же мальчик, а не плакса!», «Мужчина не должен плакать, над тобой все смеются!». Но ведь поводы для огорчения — что у мальчика, что у девочки — одинаковы: ушиб коленки, поссорился со сверстниками. Мальчику не меньше, чем девочке, требуется поддержка взрослого, ласка, доброжелательность, любовь. Например, если девочку жалеют и гладят, мальчику следует купить интересную игрушку чтобы он был занят ей. И когда малыш вместо тепла и внимания слышит в ответ равнодушие, то в него естественно, закрадывается сомнение — а любят ли его? Отсюда появляется отчуждение, озлобление, агрессивность детей. А там недалеко и до невроза.
Сложности такого рода чаще всего встречаются у мальчиков, как раз потому, что они получают ласки и любви в несколько раз меньше, чем девочки. Так что не обделяйте мальчиков родительской любовью. Не бойтесь обнять, поцеловать своего малыша, лишний раз ласково дотронуться до его плеча, улыбнуться.
Это ни в коем случае не разбалует, не разнежит малыша. Наоборот, придаст ему уверенность в себе, разбудит доверие к людям, ответное желание и умение понимать других.