Главнокомандующий АО «Флот РТ» сообщил «Реальному времени» об итогах рейса 2024 года
«Мы очень поздно смогли получить корабль и посадочную площадку». Ринат Назметдинов/realnoevremya.ru
Всего через два месяца нам срочно необходимо продолжить полеты и выполнить свои социальные обязательства перед жителями Республики. Мы сделали все, что могли, самостоятельно и приложили все усилия, чтобы остаться здесь на все лето и остаться здесь и сейчас. Многие из нас даже не думали, что попадут в эту навигацию. Но мы это сделали, движение не было прервано!
—— Что самое сложное? Отремонтировать несколько кораблей за короткое время?
— Знаете, никто не верил, что нам удастся получить судно на лицензию в такой короткий срок. Как говорится, это тоже требует осмотра судна снаружи и внутри, поскольку речь идет о безопасности судоходства. Я, кстати, сам переживал, что мы не успеем это сделать до начала навигации. Но все прошло хорошо.
Мы способны отреставрировать и покрасить все ранее ходившие суда. Также мы заменили все аварийно-спасательное и противопожарное оборудование, все аварийно-спасательное оборудование.
«Были суда в абсолютно плохом состоянии»
— Следователи возбудили дело о «ржавом флоте» — отчаявшихся, не подлежащих ремонту кораблях, переданных вашей компании…
— Да, были корабли в очень плохом состоянии, например «Москва-130», — но мы смогли в короткие сроки отремонтировать их и ввести в строй. Несколько лет – не скажу пять и более лет – теплоход «Москва-221» не находился в эксплуатации – и мы смогли его сдвинуть с места!
По окончании плавания «Восход-51» отремонтировали и первоначальный владелец высадил его на сушу. В результате была повреждена система крыла и деформирован корпус. Почти все от него отказались — просто списав на металлолом. Совместно с Горьковским заводом мы восстановили корпус, восстановили геометрию крыла, установили рулевой винт, двигатель и смонтировали лодку на крыле. Они не только установили скорость, но и нарушили все скоростные ограничения и даже превысили их! В следующем году мы также планируем использовать его для коммерческих перевозок.
— А как насчет более крупных лодок?
— Нам достался единственный буксир, двигатель которого мы заменили на новый и отремонтировали. Мы завершили первый этап капитального ремонта нашего единственного круизного лайнера — теплохода «Павел Миронов». Теплоход «Адмирал», который также долгое время стоял на якоре, никуда не выходя, приступил к ремонту. У нас есть «дорожная карта», и мы неустанно движемся по ней. Теперь мы соберем все дебаркады и активно с ними поработаем. Мы планируем успеть в несудоходный период отремонтировать как минимум два дебаркадера и надеемся завершить летом еще один дебаркадер. Я не смею гадать, потому что это тоже трудная работа.
«Некоторые корабли в очень плохом состоянии». Ирина Плотникова/realnoevremya.ru
—— Но будут ли в конечном итоге какие-либо корабли отправлены на слом?
— Мы планируем спустить на воду все лодки. Разработан план работы до 2030 года.
— Потребует ли его реализация бюджетных инвестиций?
«Мы не собираемся ходить и просить республику: «Дайте мне денег, чтобы это исправить». «В этом году мы преуспели в сфере коммерческих перевозок, заработав деньги, необходимые для проведения ремонтных работ, и мы надеемся, что так будет продолжаться.
«Будет передан опыт — будет и нужный уровень безопасности»
— Вы рассказали «Реальному времени» о кадровых проблемах — как их решать?
— Мы возлагаем большие надежды на игроков, которые приходят к нам на тренировки, вводим тренерскую работу, закрепляем за ними опытных капитанов, которые смогут передать им свой опыт. Мы очень хотим привлечь молодежь к нам работать.
«Мы понимаем, что если на флоте не будет молодежи, на реке не будет будущего
— Сегодняшняя тенденция такова, что молодые люди не готовы работать с энтузиазмом — они хотят достойную зарплату. Сможете ли вы исполнить эти «пожелания»?
— Мы сделали зарплату достойной. Вводятся различные системы вознаграждений. Мы понимаем, что без молодежи на флоте у реки нет будущего. Это необходимо нашим пожилым людям, я не хочу их обидеть, но говорю мягко, передача опыта молодым – один из первоочередных приоритетов.
Опыт будет передан – будет необходимый уровень транспортной безопасности, комфорта и сервиса. Отрадно, что у нашей молодежи большой потенциал, столько энергии и желания добиться себя, у нее горят глаза. Их просто нужно подтолкнуть и помочь направить эту энергию в нужное русло.
«Сегодня работники наземного и водного транспорта должны не только оказывать услуги, но и комфортно путешествовать. Реально ли это обеспечить на реке?
— Сервис, комфорт — это важно и мы работаем в этом направлении. Впервые в России наша компания проводит обучение бортпроводников совместно с Аэрофлотом, мировым лидером транспортной отрасли и сегодня лидером российского уровня транспортного обслуживания. У наших бортпроводников теперь есть сертификаты Аэрофлота, они учатся на курсах бортпроводников.
«Мы очень осторожны в планах»
— Как реализуется ваш план по пассажироперевозкам?
«Мы не сможем покупать паромы, как мечтали, объемы были бы выше.
Поэтому в существующих условиях в начале запуска мы очень и очень тщательно планировали перевезти 280 тысяч пассажиров. Когда мы посмотрели на результаты через месяц после начала строительства, мы подсчитали, что он перевезет примерно 300 тысяч пассажиров. В середине путешествия мы думали, что сможем перевезти даже 320 000 человек. Передо мной сейчас цифры на 10 ноября — 344 000 пассажиров. Было сложно и проделана большая кадровая работа – нужно было зазвать персонал. Но мы никогда не пропускали график.
— Вы говорили о планах по запуску межрегиональных перевозок…
«К сожалению, в этом году это направление не заработало должным образом. На борту «Михаила Двятаева» вышел из строя китайский двигатель и до конца рейса нас ремонтировал высококвалифицированный персонал завода им. Двигателя заменили. Поэтому мы смогли использовать «Муса Джалиль Метеор» только для испытательного полета по маршруту Казань-Ульяновск-Самара. Проведена встреча с представителями этих регионов. У нас есть устные заверения, что они очень заинтересованы в этом направлении. Нам кажется, что спрос есть и нам просто нужно его «отбить», надеюсь, в следующем году мы сможем туда регулярно ездить.
китайские двигатели на «Михаиле Двятаеве» вышли из строя, и только в конце плавания их заменили на качественные двигатели на заводе их имени. Горький. Динар Фатихов/realnoevremya.ru
— Сегодня этот маршрут стал условностью на туристических маршрутах, и те, кто помнит регулярные теплоходы по Волге, плывшие из Москвы в Астрахань, мечтают о возможности говорить не только о пакетном туре, но и о своем собственном. Что вы для них готовите?
— Надеюсь, что маршрут на Самару станет регулярным, чтобы наши люди могли путешествовать водным транспортом из Самары, Ульяновска, Казани. У нас даже есть проект расписания. Но в целом мы очень осторожны в своих планах.
«Я мечтаю, чтобы речной порт заиграл совершенно другими красками»
——Внутренний водный транспорт включает в себя не только суда, но и береговую инфраструктуру. Между тем, строительство Казанского речного порта — ворот речного туризма города — так и не было передано вам и долгие годы оставалось закрытым, несмотря на то, что еще в 2009 году Арбитражный суд РТ признал недействительной его приватизацию, оставив в силе Решать. Вы хотите его получить?
— Если сейчас говорить о мечтах, я мечтаю, чтобы наш флот помолодел и у нас появились новые, современные корабли, в том числе «Метеор» и круизные лайнеры. Тогда речной порт засияет совсем другим цветом, и появится здание вокзала, которое станет лицом нашей республики.
Я мечтаю, чтобы, встречая гостей и встречая корабли, я могла стоять на причале и гордиться тем, что позади меня такая красота. Имея огромное, красивое здание, где люди могут переночевать, перекусить, поэтому есть комнаты для мам и детей. Дать возможность людям отдохнуть с комфортом и обеспечить доступность для людей с ограниченными возможностями, все на высшем уровне. Это моя мечта и мечта коллег, с которыми я сейчас работаю. С этой мыслью мы засыпаем и с этой мыслью просыпаемся.
«Мечтаю, чтобы, встречая гостей и корабли, я могла стоять на причале и гордиться тем, что за моей спиной такой красивый вид». Динар Фатихов/realnoevremya.ru
— Во многих городах Поволжья таким местом является речной вокзал. Есть ли шанс, что у нас появится такая станция, как вы думаете?
«Я хочу этого, хочу, чтобы наш речной вокзал стал достопримечательностью не только Казани, Татарстана, но и России в целом. Это не громкие слова – потенциал есть. Мы стратегически расположены. И сейчас, я думаю, это это тоже обязательные дела.