Городская филармония представила мюзикл «Юсуф — Зулейха»
Саида Мухаметзянова тоже поработала с хореографами. предоставлено Казанской городской филармонией
Некоторые из этих треков следовали представлениям арабского мира о музыке, к концу мюзикла преобладали европейские баллады не без гитарных запилов и суетливых барабанов. Также прозвучала песня арабского композитора Фарида аль-Атраша, известная в СССР в исполнении Батыра Закирова, как «О светоч грез моих». Актеры исполняли песни вживую.
Художникам по костюмам Асель Исмагиловой и Зульфире Ахмеровой и автору по сценографии Анастасии Бузунеевой явно предложили вспомнить все серии диснеевского «Аладдина»: каждый костюм, кроме разве что детских, — это множество ярких деталей, дающих представление о том, как европейцы представляют себе мир Востока. Весьма тщательно выписаны и мультимедиа-заставки, опять же, с аллюзией на любимые мультфильмы.
Главным сценическим элементом становится лестница из двух частей — она символизирует то дом, то темницу, то превращается в часть базара.
Два злобных брата Юсуфа. предоставлено Казанской городской филармонией
Можно ли простить родственников?
Сюжет составляют основные элементы истории о Юсуфе, которые помнят все, кто читал эту книгу. Мальчик (Султан Нотфуллин) рассказывает отцу Якубу (Рустем Асаев) сон про поклоняющиеся звезды. Папа поясняет, что он станет великим человеком и его братья будут ему поклоняться. Родственникам (их в мюзикле всего трое) это не особо по нутру. Шамгун (Рафаэль Якупов) и Лябиб (Ильнур Хисамутдинов) хотят расквитаться с братцем, Ямин (Флорит Гиздатуллин) беспокоится о нем, но не может пойти против коллектива. Так что мальчик оказывается в колодце, а потом становится рабом.
Между тем Зулейхе (Саида Мухаметзянова) в Магрибе он видится во сне, где она узнает, что Юсуф — царь Египта. Но на тот момент страной пирамид управлял престарелый мужчина (Айзат Мардан). Спасает Зулейху ее прислужница Зайтуна (Ляйсан Махмутова), дочка ведьмы, принимая ночью облик своей хозяйки в объятьях мужа.
После уже взрослая Зулейха (Чулпан Закирова) покупает Юсуфа (Руслан Закиров) как раба. Но тот отказывается повиноваться ее страстным требованиям, отправляется в тюрьму, из которой возвращается в должности визиря. Зулейха обретает молодость, Якуб — зрение, братья — прощение.
Традиционно эффектно сделаны массовые сцены. предоставлено Казанской городской филармонией
Зулейха, Клеопатра, Снежная королева
Можно уверенно сказать, что два с половиной часа действа — это представление для взрослых. Несмотря на ценз 12+, не все можно объяснить ребенку из того, что происходит на сцене. К примеру, почему Зулейха носит с собой деревянного божка. Да, она язычница, и только в конце спектакля, под недовольные вопли Зайтуны, завуалированно говорит, что примет веру Юсуфа.
К тому же ансамбль «Казань» несет на себе значительную часть успеха спектакля, танцуя и за публику на базаре, и за невольниц, и за сплетниц, которые при виде Юсуфа режут не апельсины, а свои пальцы. А костюмы их не только блестящи, но чувственны. Вопросы вызывает только качество некоторых шоу-элементов: вышедший для вау-эффекта мастер с ножами и половины не смог кинуть в деревянный круг.
Ляйсан Махмутова и Чулпан Закирова. предоставлено Казанской городской филармонией
При том что Саида Мухаметзянова указана как одна из главных героинь, ее роль в спектакле не так уж велика — она появляется в первой части и в финале. Зато здесь можно увидеть, как она степенно танцует. Функция Руслана Закирова также больше сосредоточена на проникновенном вокале, ведь он по своей роли и не может делать что-то невероятное, только повиноваться богу.
А вот Чулпан Закирова выжимает из роли максимум, меняет костюмы, превращаясь то в Клеопатру, то в Снежную королеву (обозначая тем самым корыстные сердечные помыслы). Соблазняет Юсуфа со своими одалисками. Превращается в немощную старуху, потерявшую все, кроме веры в любовь. Тем самым героиня меняет акценты в постановке — это теперь даже больше история сомнений и озарений Зулейхи, чем эпос о мальчике, который выжил.
Те, кто решится впервые прочитать после мюзикла поэму, будут, вероятно, удивлены, насколько она шире постановки. Но в мире условного музыкального шоу постановка городской филармонии выглядит как компромисс между презентацией наследия и представлением о нем в массовом сознании. Надеемся, что и музыку выложат на стриминги — звучит она многообещающе.