29 апреля, 2025

Возвращение западных автобрендов в Россию: миф или реальность?

Российский авторынок достался китайцам как приз, но смогут ли они удержать его, если в страну вернутся западные бренды?

Возвращение западных автобрендов в Россию: миф или реальность?

Диапазон продаж автомобилей на российском рынке составляет от 1 до 1,6 млн штук. Максим Платонов / realnoevremya.ru

    Потенциальная возможность обратного выкупа производственных мощностей ушедшими автобрендами уже стала предметом обсуждения в СМИ, что говорит об определенной значимости данного процесса для части отечественных автомобилистов и бизнеса, размышляет эксперт.

    Примерно 60% рынка за последние 2,5 года заняли китайцы, еще 30% отечественные марки, которые не устраивают потребителей соотношением цены и качества и «долговечностью», о чем алармистски вещают представители таксомоторного и каршерингового бизнеса, предрекая серьезный кризис в своих сегментах из-за лоббирования запрета на использование нелокализованных иномарок. И еще 10% рынка пополняется иномарками из недружественных стран, невзирая на заоблачно (примерно в 5,5 раза) взлетевшие цены. Так охарактеризовал расстановку сил на рынке Климнов.

    — При этом вторичный рынок китайских марок в нашей стране еще только формируется и хотя их доля возрастает в силу успехов на первичном рынке, до лидерства при перепродажах им еще далеко, но сама специфика китайского автопрома, добившегося вдвое более быстрого темпа смены моделей, а значит и меньшего возраста их перепродаж, подталкивает ускоренное развитие продаж по трейд-ин и прочим схемам, — считает эксперт.

    Возвращение западных автобрендов в Россию: миф или реальность?

    Вторичный рынок китайских марок в нашей стране еще только формируется, и хотя их доля возрастает в силу успехов на первичном рынке, до лидерства при перепродажах им еще далеко. Максим Платонов / realnoevremya.ru

    Пока реального снятия антироссийских санкций и обратного переговорного процесса о возврате или выкупе фактически конфискованных активов не произойдет, а этот процесс может занять годы, о реальных планах перезапуска брендов из ныне недружественных стран можно рассуждать только гипотетически, отметил собеседник издания. При этом практические шаги, прежде всего со стороны российских ведомств в направлении конкретизации условий возврата производителей, все же могут последовать. Но пока что скорее в области ужесточения условий возврата, хотя эксперты говорят и о возможных компромиссах, добавил он.

    — Китайцам наш рынок в силу внешних обстоятельств достался как приз, то есть без жесткой конкурентной борьбы, которая предполагает развитие дилерской и сервисной сети по всем направлениям и доводки моделей до востребованных рынком показателей, а также разворачивания местной сборки, — напоминает Климнов. — Наши дилеры еще в конце прошлого и начале нынешнего года жаловались на различных конференциях и форумах, что китайские производители ведут себя в большинстве случаев жестко, не предоставляют дилерской сети, ни должной финансовой, ни организационной поддержки, то есть ведут себя как пришедшие не на всегда, а лишь на время. Они уже тогда транслировали мнение, что если у потребителей будет более-менее реальная возможность вернуться в ряде сегментов (прежде всего бюджетных седанов В+ и премиальных брендов), то влияние и присутствие китайцев может сдуться, как воздушный шарик. И потребители, и дилеры наперегонки побегут за привычными «Солярисами», «Рио» и «БМВ» с «Мерседесами». Такой вариант тогда звучал как чисто гипотетический, но вот уже обсуждается почти что всерьез.

    Возвращение западных автобрендов в Россию: миф или реальность?

    Пока реального снятия антироссийских санкций не произойдет, о реальных планах перезапуска брендов из ныне недружественных стран можно рассуждать только гипотетически. Рената Валеева / realnoevremya.ru

    При широком и неограниченном возврате иномарок прежде популярных брендов на российский рынок значительная часть потребителей, и в том числе корпоративных (например, таксопарки), желала бы переметнуться обратно, размышляет эксперт, однако общее состояние экономики и финансовой сферы: высокая инфляция и высокая ставка ЦБ, проецирующая рост стоимости кредитов и лизинга, а также опережающий рост цен на новые автомобили, — несомненно, ограничит такие устремления.

    За годы бума с конца 2022-го по начало 2025 года китайские марки заняли свыше 3/5 (а по сегменту кроссоверов и свыше 4/5) российского рынка. При этом увеличение их присутствия сопровождалось кратным ростом цен по сравнению с доковидными временами.

    Вернуться к прежним параметрам рынка иномаркам из недружественных стран будет нелегко именно в силу роста цен и сокращения платежеспособного спроса, считает он. К тому же российские власти вполне резонно могут поставить (и скорее всего, поставят) непременным условием локализации иномарок участие производителей в специальных инвестиционных контрактах, причем непременно в виде совместных предприятий с российскими производителями, а это, конечно, усложнит и удорожит процесс возможного возвращения, не исключает аналитик.

    Возвращение западных автобрендов в Россию: миф или реальность?

    Вернуться к прежним параметрам рынка иномаркам из недружественных стран будет нелегко. Олег Тихонов / realnoevremya.ru

    «На российский рынок прежде всего могут вернуться корейские Hyundai и Kia, так как их позиции до ухода были наиболее прочными, — полагает Климнов. — Более того, ранее достаточно популярный корейский бренд SsangYong после банкротства и ребрендинга ставший KGM возвращается в Россию, не взирая на возможные санкции. Попробовать вернуться могут Renault, Peugeot (как часть Stellantis), Volkswagen, а также японские Toyota и Nissan-Mutsubishi. Во всяком случае, здесь есть предмет для обсуждения, если, конечно, мировая ситуация будет этому благоприятствовать», — перечислил он.

    В оперативном плане на ближайший год, несомненно, перенасыщенный китайцами рынок заставит западные бренды если не снижать цены напрямую, то внимательнее относиться к нуждам и дилеров, и потребителей, то есть переходить к политике гибких скидок, что, впрочем, может лишь замедлить рост цен на автомобили и падение продаж.

    «В любом случае даже слухи о возврате европейских, корейских и японских брендов полезны для потребителей в плане снижения ценовых запросов со стороны близких к монополии китайских марок», — считает Александр Климнов.

    Возвращение западных автобрендов в Россию: миф или реальность?

    Не исключено, что некоторые компании могут отказаться вернуться в РФ, так что через несколько лет отечественный авторынок будет выглядеть иначе. Реальное время / realnoevremya.ru

    «Китайские автопроизводители останутся на российском рынке и будут его частью, во-первых, потому что не следует ждать быстрого возврата в РФ иностранных автопроизводителей, и потребители не вернутся мгновенно в автомобили прежних марок, их еще нужно привезти в страну, оформить, выпустить на рынок, а это время, — объясняет аналитик. — Во-вторых, за несколько лет китайские автомобили закрепились здесь, пользователи их узнали и привыкли к ним, так что спрос на них останется».

    Спросом у отечественных потребителей будут пользоваться те китайские автомобили, которые в РФ работают уже давно, наладили постоянные поставки своей продукции сюда, создали сеть продаж и обслуживания в стране, считает он. Те китайские автопроизводители, которые имеют здесь производство, тоже будут востребованы, но это не является обязательным условием для их сохранения в числе самых продаваемых китайских автомобилей в РФ.

    «Как это ни прискорбно для потребителей, но в 2025 году цены на автомобили продолжат расти, это связано с инфляцией, ростом стоимости товаров и услуг, которые используют участники данного сегмента в своей деятельности. Также на это будет влиять ситуация в экономике, изменения курсов валют и меры его регулирования. Снижение цен на автомобили в 2025 году возможно, но автопроизводители и дилеры будут делать это лишь в отношении не самых востребованных моделей, и срок действия таких акций будет ограничен», — резюмировал Баранов.

    Read Previous

    Поздравления с 8 Марта полностью захватили поисковый топ россиян

    Read Next

    Конференция «Изучение и сохранение снежного барса в мире. Объединение усилий»: темы, новости, спикеры

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *