Развитие космических технологий все еще идет полным ходом, и решение ключевых задач открывает новые стратегические возможности. Один из них — дозаправка на орбите, открывающая двери на новые уровни космических полетов. Узнайте больше в уникальном систематическом обзоре Naked Science.
Идея дозаправки в воздухе возникла давно и успела прижиться в военной авиации, став там стандартом. Возможность дозаправки во время полета существенно увеличивает фактическую дальность полета самолета.
Например, стратегические бомбардировщики B-2 Spirit вылетели из штата Миссури в США для нанесения ударов в Афганистане и Ираке. Они предприняли несколько попыток дозаправки в воздухе, прежде чем в конечном итоге достигли цели и вернулись в Миссури, иногда оставаясь в воздухе почти два дня без приземления. Дозаправка сначала использовалась для крупных стратегических бомбардировщиков, а затем была распространена на истребители, боевые и транспортные вертолеты.
Космическая дозаправка используется только для перекачки топлива с космического корабля на орбитальную станцию. Многие проекты сегодня включают его. Например, существуют планы продлить срок службы низкоземных спутников и обеспечить оперативную мобильность их группировок. Дозаправка становится ключевым элементом масштабных пилотируемых полетов, в том числе на Луну и Марс.
Прокачиваться в космосе гораздо сложнее, чем в авиации. Во-первых, требуется стыковка устройства. Вторая его характеристика – поведение топлива в баке в невесомости. Есть и другие аспекты, которые усложняют ситуацию. Давайте разберемся, какое жидкое топливо используется в космосе и каковы его свойства.
Жидкое топливо для космоса
Простейшие однокомпонентные топлива представляют собой отдельные вещества, которые в процессе эксплуатации распадаются на нагретые газы. Реакции разложения происходят при контакте с веществами катализатора (которые не расходуются). Образовавшаяся смесь горячего газа и пара поступает в сопло. Там температура и давление ускоряют поток через сопло, преобразуясь в скорость потока и тягу.
Примерами такого топлива являются перекись водорода или гидразин для двигателей ориентации. Энергия, выделяющаяся при их пробое, решает задачу создания тяги. Однако эта реакция приводит к более низким температурам и снижению эффективности двигателя, поэтому ее часто используют в качестве вспомогательного двигателя.
Больше энергии выделяется во время химической реакции двух разных компонентов (окислителя и топлива), образующих топливную пару. Они осуществляют окислительно-восстановительные реакции горения, нагревая продукты (газовую смесь) до 2,5-3 тысяч градусов.
Большее тепловыделение сильнее ускоряет струю, тем самым увеличивая эффективность двигателя. Поэтому двухкомпонентное топливо сжигается в главных двигателях ступеней ракет и космических кораблей (орбитальных маневрирующих, тормозных и посадочных двигателях).
Топливо часто (и неправильно) называют топливом, говоря «топливо и окислитель». Но роль топлива и окислителя в химических реакциях, по-видимому, противоположна: топливо отдает электроны, а окислитель их принимает. Топливу нельзя отнести ни к одной из этих ролей, будь то однокомпонентное или двухкомпонентное.
Поэтому при наличии окислителя вторым компонентом является именно топливо, содержащееся в топливной паре. Именно это название отличает ракеты от авиации и другого транспорта, где топливом является все, что сгорает в двигателе, без упоминания окислителя – кислорода в атмосфере.
Высококипящие и криогенные
В отличие от сгорания топлива, заправка – это вопрос физики, а не химии жидкого состава. Здесь в игру вступают плотность, вязкость, летучесть, давление пара, теплоемкость, температуры замерзания и кипения, теплота парообразования и другие физические параметры. Основные подразделения паров топлива основаны на температурных классах: очень холодные сжиженные газы и жидкости с «нормальными» температурами. Их называют топливом с низкой температурой и высокой температурой кипения.
Топливные пары, содержащие хотя бы один криогенный компонент, считаются криогенными. Например, классический керосин-жидкий кислород советской ракеты-носителя «Союз», на которой космонавты поднимались в космос.
Три главных двигателя шаттла работают на парах топлива, оба из которых представляют собой криогенные компоненты: жидкий кислород и водород. А советский тяжелый «Протон» использовал в качестве топлива высококипящие пары обычных некриогенных жидкостей, классический АТ-НДМГ (тетроксид азота-асимметричный диметилгидразин). Его ингредиенты воспламеняются сразу при контакте друг с другом. Такой вид самовоспламеняющегося топлива называется гиперголическим топливом. Это делает запуск двигателя надежным, а топливная пара привычна для космических кораблей и их длительных полетов.
Жидкость не заполняет весь бак, пока не начнется расход. При этом появляется свободный объем, заполненный газом или паром при рабочем давлении.
Когда постепенно наклоняемая вибрирующая ракета выводится на орбиту, поверхность жидкости движется по резервуару волнами и закручивается, изменяя расположение топлива в резервуаре. При этом создается перепад давления внизу бака, включая впускную горловину топливопровода. Конструкторы стараются использовать в баке специальные перегородки, чтобы снизить избыток жидких элементов до приемлемого уровня.
В невесомости особые задачи
Невесомость усложняет «обстановку внутри танка». Топливо распределяется не за счет продольных перегрузок, гравитации Земли и инерционных нагрузок, возникающих в результате работы двигателей в полете. Невесомая жидкость растекается по стенкам резервуара за счет сил смачивания. В этом случае свободный объем, заполненный газом, фактически представляет собой полость в середине резервуара, на которую действует поверхностное натяжение. Переход от «нормального» течения жидкости по резервуару к невесомому состоянию происходит посредством всевозможных странных, промежуточных комбинаций жидкости и «пустого», которые иногда распределяются в резервуаре сложным и непредсказуемым образом.
Что, если бы в условиях невесомости горловина магистрали, отсасывающей топливо из бака, имела бы вместо жидкости газовую камеру? Этот ингредиент не попадает в трубы и не заполняет основной насос. Они не будут закачивать топливо в двигатель, который не заводится. Поэтому для запуска двигателя отделившейся второй или третьей ступени, временно находящейся в невесомости свободного полета, топливо в его баке хранится исключительно в приемной горловине.
Это было достигнуто путем кратковременной активации небольшого порохового двигателя. Они создают небольшую продольную перегрузку, достаточную для того, чтобы компонент соскользнул на дно бака и заполнил впускную горловину. Трубопровод заполняется, давление за насосом повышается до рабочего и запускается главный двигатель вызывая дальнейшую перегрузку и плотное отложение топлива в горловине.
Для космических кораблей с более слабыми двигателями и меньшим расходом топлива топливный насос обычно не требуется. Подача компонентов из бака к двигателю осуществляется путем вытеснения в бак сжатого газа. Чтобы газы и жидкости не смешивались, они разделены гибкими прочными мембранами. Тонкий алюминий, возможно гофрированный или эластомерный полимер, стекловолокно или гибкая углеродная матрица с полимерной пропиткой.
Давление воздуха на мембрану заставляет топливо перетекать из бака в двигатель. Это называется вытесняющей подачей и хорошо работает в невесомости.
Но возникают другие проблемы: поскольку жидкость течет только в сторону уменьшения давления, давление в расходном баке должно превышать давление в камере сгорания двигателя. Сжатый газ, заполняющий опорожняемый объем резервуара, имеет собственную массу, а сам резервуар должен быть прочным, толщина его стенок увеличивает массу резервуара.
Вам также понадобится толстостенный баллон высокого давления для хранения этого сжатого газа. По мере увеличения размера корабля или ступени водоизмещение становится больше и менее эффективным.
Дорогие геостационарные спутники
Высоко на геостационарной орбите космос очень густонаселен. Тишина земного неба и возможность наблюдать за третью поверхности Земли привлекают большие, сложные и дорогие космические аппараты. В отличие от маленьких «холодильников», «стиральных машин» и небольших кубсатов на низкой орбите, геостационарные спутники становятся больше и дороже, достигая размеров и веса автобусов. Это настоящие фабрики, обрабатывающие и доставляющие информацию, долговечные и имеющие значительные сроки окупаемости затрат, включая запуск на столь высокие орбиты. Нормативный срок эксплуатации данного оборудования составляет 15 лет и более. Эксплуатация этого геостационарного «автобуса» прекратится, когда исчерпается бортовой запас топлива.
Геостационарная орбита (ГСО) — это всего лишь одна вычислительная линия задачи двух тел. Фактически, на спутники влияет возмущающее гравитационное притяжение Луны, планет, Солнца и многих других объектов. Например, их орбиты отклоняются от экваториальной плоскости Земли на 0,85° в год из-за гравитационного воздействия Луны и Солнца. Это должно быть компенсировано скорректированным устройством ускорением на 45 метров в секунду в течение года. Для конструкции весом в несколько тонн это означает потребление всего центра топлива. Запас на 15 лет составит несколько тонн. Когда они израсходуются, останутся только резервы для перевода на заброшенную орбиту.
Затраты на транспортировку достаточного количества топлива для поддержания работы большого спутника в течение десятилетия окупятся в течение двух-трех лет, поскольку сам спутник уже существует и его не нужно поднимать на орбиту. Да, перевозка грузов на большие высоты на ГСО очень дорогая. Но конечная выгода оправдывает затраты. Это создает не только спрос на заправку, но и готовность использовать и оплачивать услуги технологических систем, решающих проблему.
Напомним, что помимо движка коррекции пути на устройстве имеется еще и движок ориентации. Большую часть времени системой стабилизации управляет приводной маховик или гироскоп (это не одно и то же), вращая гигантский диск. С их помощью можно задать желаемое вращение устройства в пространстве.
Гироскопы питаются от солнечных батарей, но не работают бесконечно: они создают крутящий момент, а затем перестают работать. Их нужно разгружать — время от времени сильно раскручивая корпус топливопотребляющими направленными реактивными двигателями. Это может быть проще, чем основной двигатель для пары спутников, как и тот же однокомпонентный гидразин — но он все равно должен быть там.
Военные: выигрыш не в прибыли
Есть еще военные спутники на геостационарной орбите; их собратья летают выше. Например, инфракрасные приборы обнаружения стартов межконтинентальных ракет SBIRS: 4 из них расположены на ГСО, а остальные 4 контейнера с инфракрасными датчиками установлены на других военных спутниках, которые работают на эллиптических орбитах с высотой апогея почти 40 000 километров.
Обе конструкции весят несколько тонн, а их запуск обходится в миллиарды долларов. Продление срока его службы на 5–10 лет определенно стоит затрат на дозаправку.
Военные спутники также могут располагаться на малых и средних высотах. Сегодня актуальны многоступенчатые системы, объединяющие и использующие разные эшелоны: геостационарные, среднеорбитальные системы высотой 10-20 000 км и низкоорбитальные системы высотой до 2000 км..
Дозаправка продлит время работы космического корабля на любой высоте и, следовательно, может использоваться для различных целей. Это придало жизненной силы проекту дозаправки военных спутников.
В январе 2024 года Космические силы США USSF выделили 25,5 миллионов долларов на разработку военного спутникового орбитального танкера. Разработчиком является американская компания Astroscale US. Согласно контракту, прототип танкера APS-R (Astroscale Prototype Servicer for Refueler) должен быть изготовлен и передан на летные испытания до 2026 года. Он продемонстрирует транспортировку и передачу гидразина для многократной дозаправки военных и правительственных спутников США на геостационарной орбите.
прототип имеет небольшие размеры (60х70х115 см) и весит всего 200 кг. Но задачи у него системные: согласно алгоритму работы, сначала он сам будет пополнять гидразин из танкера, также подвешенного на геостационарной орбите. Затем он будет транспортировать и доставлять добытый гидразин на целевой спутник через совместимый порт дозаправки.
Далее танкер возвращается на дозаправку и снова летит к другому спутнику-мишени, чтобы доставить на него гидразин. Повторение этого цикла позволило бы заправить множество геостационарных объектов всего одним авианосцем и танкерами. Их количество можно увеличить за счет налаживания регулярной системы подачи топлива.
Орбитальная оперативность, оплаченная заправкой
Преимущества космической дозаправки выходят за рамки продления срока службы. Топливо расходуется не на поддержание орбиты, а, наоборот, на ее существенное изменение. Это возможность реконструкции спутниковой группировки, изменения ее геометрии: изменятся размер, форма и положение космических орбит нескольких или всех спутников в группировке.
Масштаб изменений ограничен лишь количеством топлива. Сколько тонн потребуется спутниковой системе, чтобы обеспечить ей новую целевую конфигурацию, которая лучше всего подходит для новой миссии? Как его забросить на рабочую высоту и через какую транспортную систему сколько раз?
Чтобы быстро реконструировать спутниковую систему, нужно провести баллистические расчеты — насколько реорганизация изменит ее полную энергию. Также учтите любые дополнительные расходы, аналогичные тем, которые показаны в примере ниже.
Мы поставили задачу: перевести орбиту геостационарного спутника на полярную орбиту, не меняя ее высоты и формы. То есть поверните его на 90°, положите на бок так, чтобы он перекинулся через столб. Путь спутника на поверхности Земли изменится от точки на экваторе до гигантской фигуры «8» от одного полюса к другому. Этот символ бесконечности рисуется только в одном полушарии и никогда не заходит в другое.
Наклонение меняется за счет работы двигателя, а вращение орбитальной плоскости очень затратно с точки зрения топлива. После исчерпания резервуара мы получим ту же энергию, что и спутник, поскольку она зависит только от высоты верхней и нижней точек орбиты и формы эллипса. В нашем случае это просто высота круговой орбиты.
Следовательно, спутник на круговой полярной орбите на той же высоте будет иметь ту же энергию движения, что и на геостационарной орбите. Но такой поворот орбитального самолета израсходовал бы весь бак топлива, и этого мало.
Все изменения должны быть гарантированы потреблением компонентов, распределенных по спутниковой группировке. Чем больше изменения в нем и его планах, тем больше топлива требуется, поскольку это энергия, предоставляемая в химической форме. Двигатель преобразует ее в энергию для баллистического движения. Последовательность операций заправки можно оптимизировать, оценив тоннаж транспорта, а также расположение целей, заправочных станций и танкеров.
Эта реорганизация является оперативной, то есть операцией, направленной на единую цель. Например, некоторые полярные спутники необходимо конвертировать в солнечно-синхронные и наоборот. Другие переходят с круговых орбит на эллиптические, изменяя для других высоту и период обращения, вращая плоскость орбиты и меняя период прохождения через цель; Эти сложные изменения готовятся заранее, обеспечивая топливо для всех необходимых операций.
Именно здесь рождается новая особенность спутниковых группировок – оперативная пластичность. Возможность преобразования спутниковой системы в баллистическую поддержку для новых миссий делает ее еще более эффективной — в течение жизненного цикла система сможет принять несколько специализированных баллистических конфигураций. Это значительно повысит эффективность железнодорожной системы как оперативного ресурса.
Ключевой задачей является доставка топлива, возможность которой будет сразу заложена в проект железнодорожной системы. Их встроенные линии дозаправки будут определять новые орбитальные системы, их работу и возможности.
В результате некоторые утверждают, что космическая отрасль находится на пороге революции в топливных технологиях, открывающей путь к переосмыслению того, как проектируются и эксплуатируются спутники. Мы дополним их систему.
Орбитальный формат доставки, который мы обсуждали выше, можно описать просто как: тонны высококипящего топлива, используемого в настоящее время на спутниках. Но сегодня появляется другое, более важное направление заправки. Это может стать ключом к самой амбициозной космической программе. Речь идет о выводе на орбиту сотен тонн криогенных деталей.
Решение этой сложнейшей задачи откроет путь к крупным экспедициям на Луну и Марс, регулярным перевозкам крупных грузов и людей, материально-техническому обеспечению постоянных баз проживания на других небесных телах. Реализация этих проектов началась сегодня.
Криогенные гиганты: сотни тонн перекачки
У баллистической монеты две стороны: движение и энергия. Закон сохранения энергии является основным законом, и расчеты на его основе не обманут людей. Изменения орбиты легко выразить в килограммах конкретного топлива. Ведь, как мы помним, его запасы на борту – это энергия для решения баллистических задач, меняющих движение.
Чтобы оценить посадку и взлет с Луны, нужно знать, сколько топлива необходимо для начала посадки. Этого должно хватить для приземления и подъема обратно. Во время полета «Аполлона» лунный модуль на лунной орбите, готовившийся к посадке, нес 10,5 тонн топлива общей массой 15 тонн. Для посадки и возврата на низкую орбиту однотонной конструкции (правда, приземляется вся конструкция, а взлетает только часть) требуется 2,3 тонны топлива.
В таком же масштабе можно оценить посадку Starship HLS (Starship Human Landing System) на Луну. Он разрабатывается компанией SpaceX Илона Маска по контракту с НАСА в качестве ключевого элемента программы «Артемида» по доставке астронавтов на поверхность Луны. Эта оценка будет очень грубой, с разными конструкциями и парами топлива, однако нас интересует сам заказ: тонны, десятки тонн или сотни тонн?
Сухая масса звездолета составляет 120 тонн. Добавим еще один грузовик, 80 тонн. В конце концов, звездолеты предназначены для запуска в космос массы нескольких вагонов. Он доставил на Луну полностью загруженный экипаж. Пустой контейнер возвращается на орбиту. Перенесите орбитальный контейнер звездолета с грузом на лунную поверхность и опорожните его, приблизившись к плану взлета лунного модуля «Аполлон». Согласно его масштабам, звездолет массой 200 тонн на предлунной орбите потребует 450 тонн топлива.
Еще пятьдесят тонн сгорят при спуске к нему с орбиты космической станции «Ворота». Столько же стоит и возвращение на космическую станцию с низкой лунной орбиты. С учетом предпосадочных ошибок, смет и запасов на различные полетные ситуации нам потребуется 600-700 тонн деталей. Это то, что лунный модуль должен нести с танкером. Вот как построен график закачки грузового корабля, приземляющегося на поверхность Луны: скорее всего, первая посадка нашего спутника выполнит эту миссию.
Вы также можете подсчитать, сколько топлива потребуется, чтобы запустить автомобиль с Земли и переместить его с низкой околоземной орбиты на окололунную орбиту к шлюзовой станции. Станет очевидным идеальное сочетание энергии логистических (баллистических) и технических систем при транспортировке одного транспортного средства. Здесь особой прокачки не будет, их запускают с Земли на штатных стартовых заправочных станциях. Примем полученные 700 тонн за объём насоса и примерный объём орбитального танкера. Базовый звездолет содержит 1200 тонн топлива, 500 тонн из которых используется на других этапах полета.
Выбросить сотни тонн запасенного топлива в глубокий космос — это все равно, что обеспечить продовольствием антарктическую экспедицию или кислородом для восхождения на Эверест. Эти резервы будут готовы к атакам в глубоком космосе и на Эверест в Солнечной системе.
Ключевой вопрос перекачки: чем и как?
Давайте на минутку изложим это в инженерном виде: вопрос стратегии понятен, но как эту прокачку сделать? Мы помним, что вытесняющий запас большого количества тонн вытесняющего газа станет очень тяжелым для сотен тонн топлива. Это означает, что мы будем использовать насос для перекачивания воды. Их можно вращать с помощью электродвигателей: требуемый расход не такой высокий, как у двигателей, а процесс можно растянуть на несколько часов.
Главный вопрос: как подать жидкость к входному патрубку трубопровода в условиях невесомости? Ускорение нефтяных танкеров и кораблей, оснащенных пороховыми ракетами для хранения переизбытка топлива, изменит их траектории. Это не всегда работает; нам нужны другие способы направить топливо к узкому месту.
Вы можете слегка повернуть два корабля вокруг их продольной или поперечной оси. Это будет достигнуто за счет направленных двигателей и остановки вращения после откачки. Под действием инерционной центробежной силы жидкость соберется в баке в самой дальней от оси вращения точке, там стоит сделать горловину для подвода воздуха; Достаточно небольшого поворота, так как вращение не замедляется и продолжается практически бесконечно. Вам просто нужно дать сборке несколько минут, чтобы она прилегла к шее, и тогда вы готовы к сцеживанию.
Использовать принцип вращения можно по-разному: заставить жидкость в резервуаре кружиться по стенкам, как в водовороте. Насос будет гонять поток топлива по окружности бака. Чтобы корабль не развернулся за счет силы реакции в противоположную сторону, внутренние компоненты необходимо дважды повернуть в противоположные стороны, чтобы вернуть угловой момент движения друг друга к нулю.
Но как собрать невесомую жидкость, висящую посреди резервуара? Две крыльчатки с тонкими широкими лопастями размещены на валу резервуара и медленно вращаются в противоположных направлениях. Они будут захватывать топливо из середины бака и подавать его в периферийный вихрь. Сделав конструкцию легкой и медленной, мы снизим затраты на электроэнергию двигателей системы осаждения.
Возможны и другие варианты дизайна. Их подбор, а также организация процесса подачи топлива в воздухозаборные отверстия стали нераскрытыми ноу-хау, запатентованными методами, собственной технологией закрытия и техническими системами.
Еще одна серьезная проблема – низкие температуры. Для длительного хранения сжиженных газов необходима хорошая (и неизбежно увеличивающая вес) тепловая защита. Еще одним решением, совмещенным с тепловой защитой, является холодильная установка – компактная и легкая, исключающая тепловой поток, собираемый от сверхнизкотемпературного топлива.
Энергия будет обеспечиваться бесконечной энергией солнца, которая аналогична энергии, используемой для нагрева резервуаров с водой. Комплекс мер по стабилизации криогенных температур может быть сложным и требует надежного контроля теплового баланса резервуара. Криогенные компоненты затем могут храниться на орбите месяцами или даже годами без значительных потерь.
Перспективы местного топлива: криогенные вырываются вперед
Накачка нужна не только на низкой околоземной орбите, но и в небе над Луной и Марсом. Луна и Марс — ближайшие, но далекие космические объекты с обитаемыми базами в будущем. Все потоки к ним и от них будут увеличиваться вместе с расходом топлива. Использование местных ресурсов для производства упростит и улучшит процессы грузоперевозок, что позволит обеспечить крупномасштабное развитие.
Водяной лед на Луне и Марсе будет производить топливную пару жидкий кислород-жидкий водород в результате распада воды. Твердый углекислый газ в тепловых ловушках на Луне, а также в атмосфере на Марсе позволит реакции Сабатье производить метан — топливо для второй полностью криогенной пары. Целых два местных криогенных топлива становятся кандидатами для закачки на орбиты их небесных тел. Они могут стать первыми продуктами местного производства, которые будут экспортироваться.
При этом учитывается проект Blue Moon — пилотируемый лунный корабль Джо Безоса Blue Origin. Его три главных двигателя BE-7 работают на жидкой кислородно-водородной топливной паре, а сам аппарат будет курсировать между лунной орбитальной станцией Gateway и базой на поверхности Луны. Для предотвращения кипения криогенных компонентов планируется использовать 20-градусный (поддерживающий температуру сжижения водорода 20 Кельвин) криогенный регулятор на солнечной энергии.
Для таких полетов они надеются дозаправить Blue Moon на лунной орбите с помощью окололунного транспортного самолета, построенного Lockheed Martin. Он состоит из двух частей: буксира и танкера. Он будет выведен с Земли на низкую околоземную орбиту и также будет оснащен криогенным регулятором.
Транспортный самолет сможет доставлять криогенное топливо на станцию «Ворота» на лунной орбите, откуда оно будет перекачиваться на голубую Луну для полета на поверхность.
При наличии доказанных запасов лунного водяного льда и мощных источников энергии, расщепляющих воду (таких как ядерные реакторы), производство топлива на Луне не будет представлять каких-либо принципиальных трудностей. Его запуск на лунную орбиту сделал бы его стартовой площадкой для крупных экспедиций на большие расстояния, возможности которого намного превосходят те, которые доступны сегодня.
С развитием замороженного углекислого газа произойдет сдвиг в производстве метанового топлива и метаново-кислородной логистике на Луне. Это делает криогенное топливо будущим и стратегическим приоритетом космической перекачки.
Очередная космическая гонка
В результате миссии по дозаправке спутников движутся в нескольких направлениях: доставка больших объемов высококипящего топлива на низкоземные спутники и перекачка сотен тонн криогенных компонентов. Третье — доставка рабочего тела к ядерным ракетным двигателям. Энергия здесь находится непосредственно в двигателе, а не в транспортируемом ускоряемом материале. Но именно он преобразовал тепло реактора в движение аппарата. Использование рабочих тел для дозаправки позволит расширить потенциал и пространство эксплуатации атомоходов.
Нападения на миссию по доставке топлива на орбиту с разных сторон, в разных количествах и типах топлива и со стороны разных сторон указывают на то, что время пришло и необходимость назрела. В целом, новые проекты уже очевидны. Однако игроки не спешат раскрывать детали трансфера. Подробности выбранного варианта, характеристики технической насосной установки, параметры процесса и другие подробности пока не выложены в публичное информационное пространство.
Это воплощение новой космической гонки – кто освоит технологию перекачки топлива на орбите, тот будет гораздо эффективнее в космосе. Эта гонка космических дозаправок взаимосвязана с другими гонками: гонкой за вторую высадку на Луну, гонкой за многоразовость и гонкой сверхтяжелых ракетных систем. Сегодня нет сомнений, что это даст мощный импульс развитию практической космонавтики.