Как перестать быть «предпринимателем самого себя» и стать»мастером собственной жизни»
«Мы это: не то, о чем мы думаем, чего мы боимся или о чем мы беспокоимся, а то, что мы собираемся делать», — написала 50 лет назад Кармен Мартин Гайте в «Ретахиласе», романе, написанном в первой половине 70-х гг. И правда в том, что с сегодняшнего дня это кажется почти пророческой фразой.
Жизнь превратилась в череду целей, планов и проектов, которые… превращают каждую из них в реальность. Это то, что писательница Салмантина сразу после этого назвала «ядом проектов».
Хорошая новость заключается в том, что все больше и больше людей убеждены, что можно жить без целей.
Эта современная штука под названием «смысл жизни»
Кларк Тиббс
Мы можем с уверенностью сказать, что современная идея смысла жизни (происхождение, наиболее близкое к этому современному шквалу планов, целей и проектов) рождается во время огромных социальных преобразований, которые вылились в романтические движения XIX века.
Дело не в том, что ранее считалось, что люди-это существа без целей или благ, к которым можно стремиться. Фактически, телеология является основной этической идеей в западной мысли со времен Аристотеля. Однако это было нечто само собой разумеющееся: у нас была «естественная» цель, и нашей задачей было ее завершить. Следовательно, чего не существовало, так это идеи, что стремление к этой цели было личным и непередаваемым.
На протяжении большей части средневековья общество мыслилось как единое целое. Монархия была главой; крестьяне-пищеварительной системой, а армия-руками и ногами. Конечно, у одного были цели, но все они были включены в функциональную совокупность социального организма.
Как объяснил Майкл Уолцер в новаторском эссе, в XVI и XVII веках общество перестало пониматься как «тело» и стало рассматриваться как «корабль». В этом истоки радикальной политики: то, что раньше было функциональными отношениями, организованными по традиционному принципу субсидиарности, теперь превратилось в политическую (и даже насильственную) дискуссию о социальных преобразованиях и целях государства.
Это был вопрос времени, когда общество обратилось к идее о том, что смысл жизни — это «глубоко личное и субъективное усилие, сформированное уникальным опытом, убеждениями и стремлениями человека»; что » жизнь в ее огромной сложности не имеет универсального значения, вместо этого он предлагает каждому человеку придать своему существованию свой собственный смысл».
Люди пытаются убежать от самих себя
И от этого (от идеи «личной продуктивности», от того, чтобы быть «предпринимателями для себя», от этого «яда проектов») все больше и больше людей хотят убежать. Есть много путей, но сегодня мы хотели поговорить конкретно об одном: о том, который заменяет «цели» на «задачи».
Мы говорим о задачах в том смысле, который дал им американский психолог Уильям Уорден: о вещах, которые помогают нам восстановить равновесие и иметь возможность удовлетворительно продолжать свою жизнь.
Речь идет о том, чтобы перестать начинать думать о себе как о «мастерах нашей собственной жизни, характера и личности». То есть, как заметил Ричард Сеннетт, организация нашего образа жизни в этом мире так, чтобы «достичь хорошей жизни простым удовлетворением от ее достижения».
Конечно, в этом нет ничего нового. С конфуцианской точки зрения, традиционная добродетельная жизнь на протяжении тысячелетий была по сути ритуализированной жизнью. То есть жизнь, полностью управляемая повседневными ритуалами. Жизнь, в которой есть сплоченность, потому что есть гармония.
Это то, что мы можем увидеть также в христианской монашеской традиции, в ритуальных практиках суфизма или в обычаях и способах европейских гильдий и искусств. Тем не менее, это то, что было потеряно в западном мире.
Что это означает на практическом уровне?
Существует множество различных способов справиться с этим изменением. Существуют более сложные фреймворки, которые превращают задачи в практические действия, чтобы «посвятить себя тому, что важно», «обрести автономию», «проявить гибкость», «воспитать спокойствие» или «создать сообщество». Тем не менее, самый простой подход называется «ритуализацией»; то есть внедрением ритуалов в нашу повседневную жизнь.
Как объяснил антрополог Брэдд Шор, что ритуал — это процедура на стероидах. Являются ли подпрограммы «эффективными способами выполнения работы путем создания автоматизированных повторяемых наборов действий». Ритуалы — это их эволюция: зависимость смысла от этих моделей поведения.
Таким образом, это практики, которые создают чувство связи и принадлежности, порождают чувство цели и приносят эмоциональное благополучие. То есть, конечно, это могут быть религиозные или культурные ритуалы; но есть также много социальных ритуалов (занятия каким-либо командным видом спорта) или личных (связанных с самообслуживанием или медитацией).
По сути, ключевым моментом является поиск практик, у которых нет другой цели, кроме самих себя: практик, которые помогают нам сойти с пути достижения целей и обеспечивают эмоциональную стабильность.