Концепция «пищевой зависимости» не нова, но в течение последних нескольких лет она завоевала особый интерес среди научного сообщества, что привело к большому количеству исследований и экспериментов. Хотя пока еще и рано делать окончательные выводы даже с минимальной строгостью, необходимо признать, что выдвинутые гипотезы имеют немалую привлекательность.
Одним из решенных тезисов являются результаты исследований, посвященные конкретным продуктам питания (но не отдельным компонентам). Не был также сделан акцент на выявлении симптомов, аналогичных симптомам наркомании, которые связаны с одной из двух основных характеристик: неконтролируемое и чрезмерное потребление (эквивалентное «злоупотреблению» в случае психоактивных веществ) и настоятельная необходимость потреблять это каждый день (что эквивалентно «зависимости»).
Были проведены исследования, связанные со вторым аспектом, в частности с интенсивным желанием, тягой или необходимостью. Первое из них было проведено в 1991 году, тогда канадские ученые опросили тысячу молодых людей об их предпочтениях. 97 процентов женщин и 68 процентов мужчин заявили о том, что они чувствовали себя в разной степени зависимыми, когда речь заходила про следующие продукты питания:
- шоколад,
- пицца,
- закуски (чипсы) и другие соленые продукты,
- мороженое,
- сладости и десерты,
- мясо и курица,
- хлеб и макароны.
Следующее исследование было еще более интересным, оно было проведено в Японии и позволило судить о том, что многое зависит не только от прошлого диетического опыта, но и от пищевых обычаев. Был составлен список из 10 продуктов:
- рис (суши, роллы),
- шоколад,
- торты, пирожные,
- мороженное,
- паста,
- пицца,
- гамбургер,
- Якинику (жареное мясо),
- Удон (лапша)
- чипсы.
В последнем исследовании были проанализированы данные более 600 человек, идентифицирующих следующие продукты как наиболее желаемые (указаны только первые три):
- пицца,
- шоколад,
- мороженное.
Было проведено еще два исследования, но в них анализ был сделан менее конкретно, группируя продукты по категориям. Неясность картины усугубляют предвзятые идеи о факторах, которые могут усиливать желания (жир, сахар, соль, калории и т. д.), что может привести к искажению результатов.
Как вы смогли заметить, самыми желанными продуктами являются продукты интенсивных вкусов (достигнутыми с добавлением большого количества сахара или соли) и богатые рафинированными углеводами и жирами. Таким образом, выпечка и печенья, конфеты, фаст-фуд или чипсы, а также закуски и снеки имеют сомнительную честь быть самыми желанными среди остальных.