В то время как премьер-министр Армении Никол Пашинян считает, что гражданам страны необходимо отказаться от претензий на земли, на которых они раньше жили в современной Турции, Азербайджан выступил с «исторической инициативой» на национальном уровне – наоборот. Есть еще канал «Ассоциация Западного Азербайджана» и даже «Телевидение Западного Азербайджана». Некоторые хотят назвать азербайджанцев преемниками кавказских албанцев и даже претендуют на владение землями к западу от Азербайджана, где расположена современная Армения. Давайте проясним, насколько все это правда, есть ли для этого какое-либо научное обоснование?
Скажем сразу: эта тема наполнена политической риторикой, поэтому все стороны открыты для интерпретаций. В целом это неправильно, потому что незнание собственной истории и подмена ее любимыми мифами – это, как неоднократно показала та же история, прямой путь к национальной катастрофе.
Чтобы полностью ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, необходимо начать с ключевого: каковы значения трех слов «Азербайджан», «Азербайджанцы» и как они появились.
От Дария III к тюркскому вторжению
Оба слова произошли от названия «Атур Паткан» (Ātur-patkān), региона на северо-западе Ирана (тогда широко известного как Медс) — имени, впервые упомянутого в 4 веке до нашей эры. Это означает «одержимость Атропата» (Atərəpāta). Так звали персидского наместника (наместника провинции), родившегося около 370 г до н.э.
Во время персидско-македонской войны Атропат сначала поддержал Дария III, а после его поражения перешел на сторону сильного Александра. Он верно служил царю и подавил восстание мидбариаков против македонской оккупации.
В результате после смерти Александра Атропат смог сохранить некоторую власть над своей первоначальной юрисдикцией, основав там государство, известное нам из сочинений греческих историков как Атропатены. К 80 г до н э он был завоеван армянским царем Тиграном Великим.
Однако население королевства не имеет никаких связей с азербайджанской национальностью или культурой. Это легко узнать по языку: древние и средневековые историки четко задокументировали, что этот язык был одним из иранских примерно до 1000 года нашей эры.
Да, его называли «азербайджанцем» — по названию региона, которым он правил. Но то, что это иранский язык (т.е из индоевропейской семьи языков) сомнения не вызывает — сохранилось множество памятников и даже сегодня может быть прочитан любым грамотным иранцем. Более того, у языка есть преемник – талыш. Небольшие «острова», говорящие на этом языке, сегодня встречаются в Иране и Азербайджане.
Современный азербайджанский язык – тюркский язык. Индоевропейцы и тюрки — принципиально разные группы. Например, первая категория – это русские, украинцы, западноевропейцы, иранцы, а вторая категория – уроженцы Алтая.
Трудно определить, где находится прародина тюрков, поскольку они с древних времен известны как кочевники и не имеют собственной письменности, поэтому записать их историю нелегко. Судя по сведениям окрестных народов с письменными источниками, очевидно, что тюрки образовали не одно степное ханство и активно расширяли свою территорию, но по той же причине то, что там произошло, было явно плохим.
Существует множество различных ветвей тюрков: одна — печенеги и половцы, истории которых мы уже написали; другая — августы, состоящие из 24 племен, известных также как «угусские» тюрки». Трудно сказать точно, где они жили до XI века, поскольку эти люди активно кочевали на огромном пространстве от Монголии до Средней Азии, не имея собственных городов и историографии.
Есть так называемые орхонские надписи, некоторые из которых связаны с огузами, но их незначительно. От них трудно узнать что-либо конкретное об огузах до их переселения в более цивилизованные земли.
Начиная с XI века ситуация резко упростилась: кочевники-огузы начали постепенно мигрировать из Средней Азии на юг и запад. Во-первых, они служили Саманидам, правящей иранской династии, охватывавшей большую часть Ирана и Центральной Азии. Но Караханиды (группа, происхождение которой не совсем ясно) разгромили государства Саманидов в 999 году, поэтому огузы оказались в ситуации, которая открывала много возможностей: они жили на территории, не имеющей юридической власти.
Наконец, с 1038 года одновременно появляется множество источников об огузах: их группа, известная как сельджуки, или просто сельджуки, быстро распространилась из Средней Азии в Иран, Закавказье и Малую Азию. К 1055 году они контролировали большую часть земель бывшего Арабского халифата: халифат имел лишь номинальную власть, а сельджуки были признаны султанами.
Существовало ли азербайджанское государство в Средние века?
С этой волной пришли турки на землю, ныне известную как Азербайджан. А потом они оказались в других местах, где сегодня много азербайджанцев – на северо-западе Ирана, где проживают миллионы азербайджанцев.
При этом местное население было частично истреблено, а частично взято в плен (женщины). Впоследствии оставшееся население стало говорить на тюркском языке, который поначалу был неотличим от сельджукского (сегодня его потомки — тюрки).
В азербайджанской историографии первым азербайджанским государством обычно называют Ильдегизидов (1136-1225), возникших вскоре после государства Сельджуков и после быстрого расширения также быстро распавшегося. Именно поэтому так трудно понять Ильдгизида.
Во-первых, их страна не полностью охватывала территорию современного Азербайджана: вместо этого она располагалась преимущественно на территории современного Иранского Азербайджана.
Во-вторых, его основатель Шамс ад-Дин Ильдегиз вовсе не был огузом. Это был половец, попавший в рабство и проданный сельджукам, долгое время служивший им и лишь борьбой и интригами построивший свою страну, но недолговечный. В источниках он не называется «Азербайджан», значение этого слова в то время было географическим; к тюркам оно не имеет никакого отношения: процесс тюркизации региона далек от завершения.
Этнически к современным азербайджанцам родственны два государства – Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, существовавшие с XIV века. Однако оба носят кочевой характер, и ареалы их кочевья постоянно меняются.
Всего за год «граница» может измениться на сто километров. В то время Ширванская область находилась в состоянии войны с городом Баку, так как эти страны часто находились в состоянии войны друг с другом.
В результате в 15 веке турки-османы завоевали все эти страны. Но иностранной оккупацией это даже назвать сложно: турки и будущие азербайджанцы фактически говорят на одном языке.
Вся разница в том, что Аккоюнлу и Каракоюнлу правили потомки одних огузских родов, а османами — потомки других родов. Тот факт, что эти народы еще не завершили процесс расселения, затрудняет проведение четких географических, этнических или языковых границ между ними.
Как возникло слово «азербайджанец»
Другие историки предлагают считать империю Сефевидов первым азербайджанским государством — говорят, что ее основатель Абу Музаффар Исмаил бин Гейдар Сефевид (именуемый Исмаилом I) — азербайджанец. Но это не совсем так: он прямой потомок шейха Сафи ад-Дина, родившегося в 1252 году и основавшего сефевидский суфизм (суфийский орден Сафави), собственно, название «Государство Сефевидов» придумывалось 25 лет после».
Орден возглавляли потомки Сефи-Аддина мужского пола, но сам он оставил после себя стихи, написанные на азербайджанском (т.е индоевропейском, прародителе современного талышского языка). Это значит, что родословная династии Сефевидов иранская, а не тюркская, то есть она не может быть азербайджанской.
Да, Исмаил I писал стихи на тюркском, а не на азербайджанском (индоевропейском языке), потому что волна тюркских вторжений, прокатившаяся в то время по северо-западному Ирану, уничтожила почти все ираноязычное население Ирана регионе, заменив их турками (будущими азербайджанцами). Сефевиды на протяжении веков женились на турецких принцессах, потому что в этом районе не было других принцесс, на которых можно было бы жениться.
Злодей надевает на голову корону,
Он создал безмозглого тюрка Мюрида.[Başına tac aldı çıkdı ol pelid,
итди би-идрак Этраки мюрид]Первый османский историк Саадедин рассказывает о восшествии Исмаила I на престол в Иране и продвижении им турок (будущих азербайджанцев) на важные государственные должности
Но в равной степени можно сказать, что династия Рюриковичей к XI веку начала говорить на древнерусском языке. Конечно, она это сказала, потому что все вокруг нее тоже это говорили. Но истоки его вовсе не стали славянскими. То же самое было и с династией Сефевидов.
Другое дело, что они действительно турецкие и даже называют свою страну «Дулет-е Кызылбаш» («Страна красных шапок»). При дворе Сефевидов цари говорили на тюркском языке, но тюркский язык того времени мало чем отличался от языка Османской Турции.
именно в этот период зародилось современное слово «Азербайджан» — «ажеми» (от турецкого «аджам», ﻋﺠﻢ). Конечно, здесь надо понимать, что это не этническое имя. Это турецкое слово относится ко всем жителям Ирана, придерживающимся шиитской веры, в отличие от тех, кто придерживается суннитской веры, как это принято у турков.
Шиизм был отличительной чертой сефевидского ордена, и с этого момента среди азербайджанцев стало появляться что-то вроде общего имени. «Что-то вроде» — потому что в него тогда входили иранцы, персы, народ с принципиально другим языком и происхождением, который был индоевропейским, а не тюркским. В документах времен Петра Великого жители современного Иранского Азербайджана упоминаются как «Аджемы.
Возникает вопрос: почему предки современных азербайджанцев ничем себя не называли? На самом деле они так и называются, но по кочевым племенам, из которых они состояли.
одни называют себя «айрумами», другие «текелами», третьи «авшарами», третьи «кенгерли» и так далее. Аналогичная ситуация существовала и на Руси до Рюриковичей: виатики называли себя виатами, словенцы называли себя словенами и так далее. Для единого самоназвания требовалось единое государство, которого не существовало на Руси до 880-х годов (если уж на то пошло, самой Руси не существовало).
Даже в эпоху Сефевидов у азербайджанцев не было собственного государства: их подданные были в подавляющем большинстве иранцами, персидский язык доминировал в документах, находящихся в официальном обращении, а надписи на монетах тоже были на персидском языке.
Шах, возможно, и говорил по-тюркски, но чеканить монеты не умел, а мастера и способные знатоки монет были персами. Вот почему история пишется на персидском языке: ведь историков надо где-то воспитывать.
После распада династии Сефевидов, где сейчас проживают азербайджанцы, образовалось множество небольших ханств с постоянно меняющимися границами. Некоторые из них находятся под властью России, некоторые – под властью Ирана.
Иногда, когда русские и персы не доходили до этого района, турки пытались их завоевать. Там не было стабильного государства, а тем более единого государства: даже в XIX веке северные и южные районы Азербайджана жили в отдельных государствах (как и в наше время).
Лишь в 1891 году термин «азербайджанцы» впервые был явно использован в газете «Кешкул», издававшейся в Российской империи, и не относился к «жителям Атулпаткана» или более поздним названиям того же региона.
Его авторы попытались определить, для кого они пишут, в конечном итоге заявив, что люди, живущие в Азербайджане, Иране и люди в Российской империи (современная территория Азербайджана), говорившие на одном языке, были одним народом.
Очевидно, что статус формирующейся азербайджанской интеллигенции зависел от того, как описывали регион российские источники (на иллюстрации представлен российский императорский разговорник 1890 года). Однако надо понимать, что никто в России не объединял азербайджанцев и иранцев своей империи в одно целое. В Иране этого тоже не сделали.
Как точно описал доктор исторических наук Фарид Алекперли (азербайджанец):
«В средние века сами азербайджанцы, а также персы, дагестанцы, армяне, курды и другие соседние народы называли азербайджанский «тюркский» (тюрк дили), а «азербайджанский», «татарский» «язык» или «тюрко-татарский». «Назван в некоторых русских и европейских источниках с начала XIX века».
Будущие азербайджанцы себя так не называют, а вот русские и европейцы называют их так по понятным причинам: последние ссылаются сначала на древнегреческие источники («Атропатена»), а затем на арабские источники («Атропатена»). Ознакомьтесь с описанием район. «Баба»). Все они использовали слово, похожее на русское «азербайджанец», но только в конце XIX века это слово стало использоваться как самоназвание азербайджанцев той эпохи.
Другими словами, азербайджанцы – это иностранное этническое имя, данное чужаками, а не придуманное ими на месте.
Когда же возникло первое реальное азербайджанское государство?
В 1918 году в России началась гражданская война. 12 февраля того же года турки поняли, что это их возможность, и начали атаковать российские войска, защищавшие этот район. В рядах этих войск неизвестно было, почему они воюют: эти наименее гнилые части бывшей русской армии не хотели умирать за большевиков, но и других сил в стране не было.
В результате турецкого наступления рухнула местная «Закавказская республика», которую пытались создать на фоне центрального вакуума власти в России.
22 мая 1918 года представители Азербайджана провозгласили независимость.
Это был момент в истории, когда там возникло первое государство, населенное азербайджанцами, а благодаря средствам массовой информации поздней Российской империи азербайджанцы стали так себя называть (по крайней мере, в городах.
Конечно, не следует преувеличивать зрелость этого государства. Стоит отметить, что первый флаг (на фото) настолько легко перепутали с турецким флагом, что в ноябре 1918 года его заменили, а восьмиконечная звезда на новом флаге появилась потому, что в слове «Азербайджан» было восемь букв.
Проблема в том, что только в арабском написании их восемь. То есть флаг составляли люди, которые еще не решили, на каком языке и из какого количества букв будет написано название их страны.
Это произошло потому, что новый Азербайджан не имел своего алфавита, а в официальных документах использовалась арабская письменность. Почему национальные интеллектуалы конца XIX — начала XX веков так и не удосужились создать национальный алфавит, понять трудно. Возможно, большинство ее людей вообще никогда не задумывались над этим вопросом.
Законы Азербайджанской Демократической Республики 1918-1920 годов свидетельствуют о том, что основные понятия, в том числе и соответствующее название языка, еще не определены: в специальном законе о языке язык назван «тюркским».
В то время слово «тюркский» уже не имело никакого значения из-за огромного количества таких языков. С таким же успехом условная Республика Беларусь той же эпохи могла бы назвать национальный язык «славянским».
В 1921 году Красная Армия наконец дошла до Азербайджана, и Азербайджанская Демократическая Республика прекратила свое существование. Вместо этого Азербайджанская Советская Социалистическая Республика продолжала называть местный язык «тюркским» до 1936 года, когда товарищ Сталин решил, что пришло время назвать местный язык более конкретным образом.
В 1922 году местный язык был изменен с арабского на латиницу, а затем в 1939 году на кириллицу, но практически все в учреждении велось на русском языке. Лишь после сталинской эпохи местные власти начали включать национальный язык в конституцию и требовать от чиновников его знания. Лишь после 1991 года его снова перевели на латиницу, но не как в 1920-е годы, а на основе турецкой версии.
А как же заявления азербайджанских историков о том, что «Кавказская Албания» — предшественник Азербайджана?
Скажем так: да, определенный ревизионизм среди азербайджанских историков существует, но он далеко не повсеместен. Есть даже люди, которые понимают ситуацию и не делают подобных замечаний. Почему?
Кавказская Албания – древняя страна, реально существовавшая между II и I веками до нашей эры. Он оккупировал части современного Дагестана, Грузии и Азербайджана. Позже он перешел под контроль Римской империи и Сасанидского Ирана.
Неясно, откуда взялось его название и почему оно совпадает с албанским именем на Балканах или древним кельтским именем в Шотландии. Существует множество гипотез, но ни одна из них не кажется слишком убедительной.
Просто эти люди не имеют никакого отношения к азербайджанцам. Римские историки описывали их как светловолосых и сероглазых — таких людей и сегодня изредка можно встретить в Дагестане, но среди коренных азербайджанцев и тюрков их вообще нет — они разного происхождения.
Конечно, Кавказская Албания не является однородной нацией: кроме албанцев там есть и другие племена. В одном из них даже есть алфавит, разработанный тем же Месропом Маштоцем, который ранее создал армянский и грузинский алфавиты. Однако этот агванский алфавит (Гаргар) показывает совершенно нетюркский язык.
Поэтому все историки сходятся во мнении, что язык албанцев – это язык лезкинской ветви Нах-Дагестана. Другими словами, они находились далеко как от индоевропейцев, живших в Азербайджане до вторжения тюрков-огузов, так и от самих тюрков-огузов.
А что такое тогда Западный Азербайджан? Правда ли, что это исторические земли Азербайджана, а сейчас там Армения?
Западный Азербайджан действительно существует – это западный регион Иранского Азербайджана, северо-западный Иран (Азарбайджан-э-Карби). Там до сих пор проживает много азербайджанцев, но они, конечно, не являются и не станут частью азербайджанского государства.
Но это не имеет никакого отношения к Армении. Армения — еще одна страна, расположенная дальше на север, чем Азербайджан на западе. Да, последняя когда-то входила в состав Тиграновой Армении, но в этот момент вместе с Ираном и частью Месопотамии в ее состав вошла и Сирия.
Армяне говорят на особом языке индоевропейской семьи, а значит, они также далеки от тюрков. Как мы показали выше, поскольку до XX века ни одна страна не была Азербайджаном, трудно говорить о каких-либо правах до этой эпохи.
Фактически, сама Армения также имеет свою «Западную Армению» — территорию, расположенную на востоке Турции, которая неоднократно входила в состав Армении и была по большей части оккупирована российскими войсками во время Первой мировой войны.
Российская империя планировала после войны включить эти населенные армянами земли в состав своей территории, но крах 1917 года помешал достижению этой цели. Турки совершили геноцид в Западной Армении, и часть выживших армян покинула Западную Армению.
Подведем итоги. Азербайджан, арабское слово, обозначающее страну азербайджанцев, а не регион, населенный ираноязычными людьми, возник в 1918 году в результате распада Российской империи. Действительно, надо понимать, что ее существование обусловлено продвижением турецких войск в Закавказье, так как без этой военной поддержки ее формирование было бы невозможно.
Когда Красная Армия прибыла в регион, Азербайджан вошел в состав Советского Союза и снова стал независимым после своего второго распада в 1991 году.
Азербайджанцев нельзя назвать потомками албанцев, поскольку они имеют совершенно особое происхождение – они принадлежат к восточной части того же этноса, что и турки. От последних они отличаются тем, что последовали за иранцами и обратились в шиизм.
Западный Азербайджан существует, но в Иране – там же, где и большая часть всего Азербайджанского государства. Однако это будет не Азербайджан, потому что Иран — довольно мощная страна, и кусок ее не так-то просто отобрать.
В целом история региона оставляет довольно необычное впечатление. Есть ощущение, что чем меньше местные жители укоренены в истории, тем больше они стремятся «найти» такую историю. Возможно, со временем, по мере накопления реальной истории, все это будет исправлено.