25 января, 2025

Краткий гид по дневникам

Описательные и исповедальные самодокументы людей разных эпох

Краткое руководство по ведению дневника

Дневник Сэмюэля Пеписа — это стенограмма образованного лондонца, офицера Адмиралтейства и любителя искусства. Впервые они были расшифрованы и опубликованы в 1825 году и с тех пор занимают верхние строчки автобиографических чартов. Частично переведено на русский язык. Этот уникальный исторический документ охватывает многие ключевые события в Англии 17-го века, включая Реставрацию, казнь Карла I, Великую чуму и Великий лондонский пожар. Пепис вел записи девять лет. Он не только подробно описывает политические события и дворцовые интриги, но и передает атмосферу повседневной жизни, наблюдения о драме, науке, семейных отношениях. Его откровенные заметки раскрывают сложный нравственный облик автора, он не скрывает своих недостатков и честно смотрит на свою эпоху. Его беззаботный стиль, чувство юмора и богатство ежедневных подробностей делают его дневники важным свидетельством времени.

«Художественный театр после революции. Дневники и записи. Федор Михальский. 1920—1924. Алексей Гаврилов. 1927—1932», «Артист. Режиссер. Театр (А.р.т.)» (16+)

Краткое руководство по ведению дневника

Дневник Алексея Гаврилова с 1927 по 1928 год представляет собой запись милиционера, охранявшего МХАТ, о «увидении театра изнутри». Он говорит об отношениях между режиссерами, актерами, менеджерами, о кухне постановки, о зрителях в зале и самом спектакле, обо всем, что он видит без исключения. Об авторе почти ничего не известно, но он был страстным любителем театра — за два сезона булгаковский «День турбины» смотрел 166 раз. Эти записи улавливают мельчайшие детали постановки, нюансы представлений, случаи общественного любопытства и атмосферу того времени. Гаврилов точно описывал работу театральной службы и события, происходившие в фойе и зрительном зале, фиксировал реакции и поведение зрителей. Дневник Гаврилова впервые был опубликован в 1988 году.

Мария Васильчикова. «Берлинский дневник 1940—1945», «Полиграфресурсы» (16+)

Краткое руководство по ведению дневника

Эти блестящие, юмористические и самоуничижительные записи рассказывают историю русского иммигранта-аристократа, человека необычайной воли и мужества, одного из организаторов заговора с целью убийства Гитлера 20 июля 1944 года. Василичкова работала в армии и имела тесные контакты с движением сопротивления Третьего рейха, что сделало ее записи важным источником информации о настроениях в нацистской Германии. Особое внимание уделено повседневности на войне, нападениям и разрушениям, повседневной жизни и внутренним переживаниям.

Любовь Шапорина. «Дневник. Том 1. 1898—1945» и «Дневник. Том 2. 1946—1967», НЛО (16+)

Краткое руководство по ведению дневника

Прямота и честность этих многолетних записей петроградско-ленинградского художника и основателя Театра кукол поражают воображение, включая описания массовых репрессий и блокады Ленинграда. Впервые они увидели свет в 2011 году. Дневник Любови Шаполиной — уникальный исторический документ, охватывающий события с конца XIX века по 1960-е годы. Записи, наполненные личным опытом и критическими замечаниями, раскрывают драматическую картину жизни в Советской России. Шаполин также не щадил советскую власть и смело критиковал ее политическую и социальную системы. Шаполина не потеряла уверенности в своих идеалах и моральных принципах, отражающих борьбу интеллигенции за выживание в репрессивных и жестоких условиях реальной жизни.

Дневники исповедальные, аналитические

Автор здесь акцентирует внимание на понимании собственного внутреннего мира и часто ставит перед собой задачу духовного развития. Понятное дело, здесь много дневников писателей.

Андрей Тургенев. «Дневник. 1796—1803»

Краткое руководство по ведению дневника

Это записи молодого аристократа, интеллектуала, переводчика Шиллера и Шекспира, который разрывался между своей страстью к нравственному совершенству и чистоте и своими более мирскими страстями. Дневник Андрея Тургенева — ценный историко-литературный источник, отражающий переход России от классицизма к романтизму. Хотя Тургенев прожил короткую жизнь и опубликовал мало работ, его письма и дневники изучались такими известными лингвистами, как Юрий Лотман и Александр Веселовский. Эти тексты дают уникальное понимание эмоциональной и культурной матрицы эпохи, в которой личные переживания героев пересекаются с литературными примерами Гете, Руссо и Карамзина. Тургенев оказался в сложных любовных и семейных отношениях, а свой внутренний мир нашел отражение в литературе, что делает его героев особенно достойными изучения как «наглядные образцы эпохи романтизма». Дневник Андрея Тургенева опубликован лишь частично.

Дневники Льва Толстого (16+)

Краткое руководство по ведению дневника

Полное собрание «Дневника Льва Толстого» состоит из 12 томов (90 томов), охватывающих его жизнь на протяжении более шестидесяти лет, начиная с 1847 года, раскрывающих уникальный процесс саморефлексии этого великого писателя. В заметках записаны его размышления о прочитанном, его стремление к самосовершенствованию и постоянные попытки контролировать свои мысли, эмоции и действия. Дневник становится полем битвы между стремлением к нравственной и духовной чистоте и реальностью того, что Толстому не раз не удавалось реализовать свои желания. Несмотря на эпизодический характер и пропуски в записях, дневники отражают периоды кризиса в жизни писателя, часто совпадающие с творческими подъемами или внутренними разногласиями.

Софья Толстая. «Дневники. 1862—1910», «Захаров» (16+)

Краткое руководство по ведению дневника

Дневник Софьи Андреевны Толстой представляет собой уникальный и откровенный источник жизни и внутреннего мира жены великого писателя Льва Николаевича Толстого. Записи охватывают почти полвека и раскрывают сложные, а иногда и болезненные аспекты их отношений. Софья Андреевна не только документировала свои переживания и переживания за свою семью, но и поделилась глубокими размышлениями о жизни, войне и личных жертвах. Произведение является зеркалом семейных отношений, а душевная боль автора вызывает сочувствие и сопереживание. Дневники воплощают в себе как личную драму, так и историческое значение, позволяя читателям лучше понять философию и творчество Толстого через призму его семейной жизни.

Вирджиния Вулф. «Дневник писательницы», «Рудомино» (16+)

Краткое руководство по ведению дневника

Это коллекция личных заметок и писем Вирджинии Вульф. Записи охватывают период с 1915 по 1941 год. В дневнике отражены не только личные переживания автора, но и ее литературные размышления, процесс создания произведений, а также ее опасения по поводу того, как ее произведения будут восприняты читателями и критиками. Читатели могут увидеть хрупкость Вульфа, поскольку он постоянно колебался между творческим вдохновением и страхом неудачи. Особое внимание уделено цикличности творческого процесса от замысла и работы над текстом до получения первого отзыва. Эти дневники дополняют письма Литтону Стрейчи. Они раскрывают более светлую и живую сторону Вульфа, хотя Вульф еще не был известным писателем. Эта серия книг позволяет лучше понять личность Вирджинии Вулф, ее внутренний мир и литературный путь, приближает писательницу к современному читателю.

Протоиерей Александр Шмеман. «Дневники. 1973—1983», «Русский путь» (16+)

Краткое руководство по ведению дневника

Дневник протоиерея Александра Шмемана сочетает в себе личные размышления с глубоким религиозным пониманием жизни, написанный в 1970-х и 1980-х годах. Эти записи изначально не предназначались для публикации, но были обнаружены уже после его смерти и впоследствии стали важной частью духовной литературы. В ней отец Александр обсуждает широкий круг тем – от бытовых наблюдений до философских и богословских размышлений – с редкой глубиной и искренностью. Ясный и лаконичный язык автора напоминает лучшие традиции русской литературы. Автор исследует радость веры и взаимоотношений, подчеркивая важность внутреннего мира и духовного роста.

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор Telegram-канала «Пулочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Read Previous

Хан Ган — «человек, который сопротивляется»

Read Next

День в истории 11 октября: «черный вторник» в России, запрет частной торговли, университет Сиднея

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *