Историк Иван Лотов — О том, как Лев Толстой восстал против современного мира
дом-музей Толстого в Казани. Динар Фатихов/realnoevremya.ru
Очень важен, по мнению лектора, и следующий момент: отношение средств массовой информации к личному и литературному юбилею Толстого. Историк Смирнов проанализировал десятилетия публикаций казанских газет и заметил интересную деталь: день рождения Толстого оставался в тени, тогда как его литературный юбилей широко освещался. Толстым восхищались как писателем, но вместо этого Толстой вызывал гнев и остракизм как философ и мыслитель, ставивший под сомнение основы правления.
И все же есть те, кто им восхищается. Владимир Гейнс, сын царского генерала, читал очерки Толстого о частной собственности. Позже он уехал в США и стал там одним из основателей анархистского движения. Позже он встретил Толстого, которого писатели называли святым. Влияние Толстого на мировых идеологических лидеров также очевидно: его идеи стали «политическим оружием» в руках Ганди, один из выдающихся философов XX века, вдохновленный Толстым, отказался от своих прав наследства пошел преподавать в нормальный университет. Школа.
«Умер 80-летний старик, а вы думали, что он будет жить вечно?»
Смерть Льва Толстого вызвала волну эмоций, непонимания и неоднозначных оценок. Некоторые видели в этом конец великой эпохи, другие видели в этом почти религиозное освобождение. Газетные статьи полны контрастов. Кто-то плюнул в портрет великого писателя. Они считали его отлученным от церкви еретиком, навсегда находящимся вне религиозного канона. Некоторые люди вздохнули с облегчением. После ухода Толстого наступила тишина, и его тревожные вопросы уже не были слышны.
Писатель Михаил Арцыбашев — один из тех, кто осмелился открыто говорить по этому поводу, и он был весьма циничен: «Умер 80-летний человек. Вы думаете, он будет жить вечно?» Ачибашев не стал прямо критиковать Толстого. Он предпочитал атаковать острым кончиком пера тех, кто считал Толстого поклонником. Однако, как указывает Лотов, эта «неудобная» фраза не исчезла бесследно. Общество яростно набросилось на Арсибашева, которого «фактически отменили».
динар Фатихов/realnoevremya.ru
Толстовское движение росло и находило героев, готовых истинно следовать заветам мыслителя. Ротов отметил, что в этом движении особенно заметно имя Юрия Ягудина. В 1923 году ему было всего 17 лет. Вдохновленный произведениями Толстого, он решил оставить семью, взять с собой два комплекта нижнего белья и отправиться странствовать. «Юрий Ягудин посетил несколько толстовских коммун, разбросанных по стране. Что было удивительно: каждая коммуна понимала Толстого по-своему», — рассказал Лотов.
Ягудин описывает, что в коммуне в Сталинграде люди действительно жили по заветам Толстого. Они отказались от собственности и насилия, перешли к коллективному труду и не добились прогресса. Они отказались от лошадей и работали только своими руками. На окраине этой коммуны жил Кондратьев – еще один последователь, но на этот раз более радикальный. Кондратьев, бывший машинист, решил полностью отказаться от прежней жизни. Прочитав Толстого, он понял, что технический прогресс, о котором мечтали его современники, привел к моральному падению. Кондратьев жил в бомбоубежище, отказавшись от всех благ цивилизации и не пользуясь техническими средствами.
Вопросы Толстого часто казались современникам непонятными. Поэтому многие его почитатели стараются разделить Толстого-писателя и Толстого-философа, забывая, что это один и тот же человек, спаянный одной идеей.
Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор Telegram-канала «Пулочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура» люди».