Почему федеральные законы о такси вредны для участников рынка, пассажиров и бюджетов
Почему ФГИС «Такси» закрыта для публики
Как работает процесс регистрации ОСГОП в Татарстане, остается загадкой. В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства республики на запрос «Реального времени» не ответили. Во время разговора трубку сразу положил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Эйлат Садиков, курирующий работу такси.
Достоверные данные об игроках рынка региона содержатся в базе данных электронной площадки ФГИС «Такси», администратором которой является федеральное государственное бюджетное учреждение «НИЦ Минтранса России». Департамент запустил платформу год назад для легализации рынка. Министерство транспорта Республики Татарстан имеет право вносить на страницу региона Татарстан информацию о количестве зарегистрированных такси, самозанятых лиц и индивидуальных предпринимателей. Здесь вы можете увидеть динамику онлайн-регистрации ОСГОП, а время загрузки данных не превышает 5 минут.
Однако в отсутствие вышеуказанных указаний администраторы платформы отказались раскрывать данные СМИ: «Федеральное государственное бюджетное агентство «НИЦ Минтранса России» может предоставлять данные только согласно соответствующим указаниям Минтранса России». Минтранса». Согласно сообщению, им направлен официальный запрос. Также можно обратиться к представителю Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан – ведомства, отвечающего за организацию перевозок пассажиров и багажа в Республике Татарстан.
Ориентировочные данные о численности занятых в сфере такси частично удалось получить в Минэкономики РТ. По этим данным, в транспортной отрасли Республики Татарстан занято около 7300 самозанятых лиц, что составляет 2% от общего числа зарегистрированных лиц. Но сюда входят водители грузовиков и автобусов, поэтому правительственные учреждения не могут определить точное количество легальных водителей такси. Между тем, пресс-служба ФНС России ранее сообщала, что 16,5% самозанятых в стране состоят на учете в качестве водителей.
Судя по всему, татарстанские предприниматели не спешат обелять себя и хотя платят налоги как самозанятые, но скрывают данные своих водителей. Ожидать, что с 1 сентября тысячи «серых» водителей будут ломиться за получением прав и приобретением ОСГОП, ожидать не приходится. Скорее всего, они продолжат работать на теневом рынке.
Если у оператора нет полиса ОСГОП, лицензия на эксплуатацию сначала будет приостановлена на 30 дней, а еще через 30 дней – полностью отозвана. И предпринимателям не повезет. Михаил Михайлов, председатель Ассоциации содействия развитию индустрии такси, заявил, что новые обременения в виде ОСГОП усилят отток легальных водителей из таксомоторной отрасли.
Приведенная выше цифра в 1 миллион погибших легальных таксистов не соответствует официальным данным Минтранса РФ. В настоящее время на учете в ФГИС «Такси» зарегистрировано 600 тысяч таксопарков, около 30 тысяч самозанятых операторов и почти 100 тысяч перевозчиков.
— Правдивая статистика по количеству таксистов-индивидуалов будет доступна при выдаче лицензий и ОСГОП до 1 ноября. Но они не хотят быть вовлечены в эти обременения», — рассказал «Реальному времени» Игорь Жмакин, председатель общероссийской общественной организации «Российская ассоциация самозанятых лиц.
В стране насчитывается 650 000 самозанятых людей, 21% из которых имеют лицензию, а 100 000 из них трудоустроены легально.
«Я не знаю, откуда они взяли цифру в 2,5 миллиона водителей. Столько легальных водителей у нас никогда не было», — согласился Михаил Михайлов. Он был склонен верить официальной цифре в 100 000 перевозчиков каждую секунду; «Есть еще индивидуальные предприниматели и самозанятые с действующими лицензиями. С 1 ноября, когда закончится переходный период ОСГОП, начнется вторая волна оттока водителей», — прогнозировал он.
Убрать ежедневный медосмотр и предрейсовый техосмотр
Чтобы остановить отток легитимных водителей, общественные объединения предложили ограничить ввод в эксплуатацию сервисов такси — агрегаторов такси. Михайлов сообщил, что в Москве эта доля достигла 40%. «Когда представители возмущаются, что заплатили 1500 рублей за 10-минутную поездку, они платят агрегатору 600 рублей за передачу заказа. Водитель получает 55 процентов от каждого заказа», — сказал он. По его словам, ассоциация выступила с инициативой ограничить размер комиссии до 20%. Еще одно предложение — запретить агрегаторам самостоятельно блокировать водителей в системах заказов из-за негативных отзывов клиентов.
Игорь Жмакин предложил снять экономические барьеры. По его словам, 580-й ФЗ «О такси» предъявляет к отдельным водителям заведомо невыполнимые и ненужные требования:
——Ежедневный медицинский осмотр и технический осмотр;
— Предоставление полиса ОСАГО по тарифам пассажирского такси;
——Выдача путевых листов ежедневно;
— Соответствует цветовой гамме такси;
— Работа разрешена только на территориях присутствия агрегатора.
«Плановые медико-технические осмотры вроде бы не представляют никаких сложностей. Но на самом деле водители сталкиваются с тем, что в стране всего несколько медпунктов. Один-два города расположены ниже областного центра. У нас по поводу вообще молчание техосмотры — по-маленькому. В городах и поселках станций предвыездных технических осмотров фактически нет», — сказал эксперт.
Почему эта позиция критична? «Если произошло ДТП и пассажир получил травму, страховая компания возместит ему ущерб. Но если водитель не пройдет медико-техническое освидетельствование, страховая компания начинает взимать с водителя эту сумму. Максимальная сумма может составлять 2,5 миллиона долларов рублей. Вопрос: зачем рисковать, — объясняет он опасения водителей-нелегалов.
Медики нашли выход, возложив на таксопарки (ТМП) ответственность за здоровье водителей и состояние их транспортных средств. Более того, к ним должны быть прикреплены самозанятые. «Теперь таксист приезжает, арендует машину на 3-5-7 дней, дает ему сразу штампованную путевую накладную, и он не проходит каждый день предрейсовый медицинский или технический осмотр», — рассказал врач, владелец медицинской компании. Журналист «Реального времени», проверка «Перед поездкой» Сергея Виноградова.
— В конце рабочего дня они возвращаются в ТМЗ, который заботится о наличии автомобиля и здоровье водителя перед тем, как отправиться в путь. Если вы вернетесь к этой практике, все станет ясно и понятно. Сейчас на всем рынке два-три ТМЗ, что оказывает большую нагрузку на логистику. Они просто не смогут обслуживать такое большое количество автомобилей. Я думаю, было бы разумно, если бы открылось много ТМП. В разных форматах: от числового до фиксированного. Все это будет объединено роуминговой системой передачи информации», — считает он.
Водители могут забрать свои машины из любого парка и припарковать их там, где им удобно, рассказал Виноградов. Такая логистика значительно упростит жизнь каждому: повысит безопасность дорожного движения и сократит транспортные расходы пассажиров. «Все хотят не только сохранить доход, но и увеличить его. Пассажир тоже страдает. Ему приходится платить все больше и больше. Если раньше поездка стоила 150 рублей, то сейчас тот же маршрут стоит 350-400 рублей. Стоимость пройдена. Что касается пассажиров, то водитель не несет профессиональной ответственности, никому ничего не платит, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации никто не может заботиться», — считает эксперт.
80% работают в такси для подработки
Участников рынка по-прежнему раздражает обязанность перекрашивать автомобили в нормативный белый и желтый цвета. Из всех перечисленных обременений это самое дорогое. По словам Жимажина, переклейка кузова обойдется в 200 тысяч рублей, а с учетом других требований стоимость вырастет до 250-300 тысяч рублей. «Зачем самозанятым перекрашиваться и проходить медицинский осмотр, если их работа и так регламентирована общими правилами дорожного движения?» — возмутился он.
Таксисты с рынка не уйдут – они все равно будут дополнительно зарабатывать. Но они окажутся вне контроля агрегатора. «Сейчас десятки тысяч пассажиров договариваются с водителями через мессенджеры. Боюсь, мы возвращаемся в 1990-е годы, когда путешествовать было опасно. Непонятно, кто и где садился в автобус», — отметил он. «Агрегаторы ликвидировали преступность в сфере такси, вход в нелегальный сектор вернет преступность».
Точные изменения в федеральный закон о такси станут известны до конца этого года. Делегаты планируют переписать искусство. 5. Унифицировать требования для получения лицензии на осуществление таксомоторной деятельности и привлечения общественных активистов.