Журналистка Любовь Агеева презентовала новую книгу о казанских бандах «Стенка на стенку
В своей книге «Стенка на стенку» она подчеркнула, что в Казани зачастую не понимают, кто виноват. Подростки боготворят тех, кого считают «крутыми», а взрослые боятся выходить на улицы. «К нам не приезжали артисты, наши конкурсы отменили. К нам перестали приезжать претенденты из соседних республик», — охарактеризовала атмосферу Аджиева.
История с бандой Тяп-Ляп вряд ли исчезнет. И это несмотря на попытки тогдашних редакторов замять эту тему. Акива вспомнила, как ее коллегам запретили писать о судебных процессах группы. «Нам запретили писать о Тяп-Блупе и суде над ними», — отметила она. Это один из тех моментов, когда журналистика вступает в конфликт с истеблишментом. Однако даже спустя много лет правда вышла наружу.
«Мы не поняли, что нас ждет»
Почему никто не заметил, что в Казани назревает беда? Любовь Агеева ставит этот вопрос в первой главе своей книги. «Почему мы не забили тревогу вовремя? Почему мы не увидели, какая беда нас ждет?» – задает она вопросы читателям.
Первые предупреждения о создании криминальных структур прозвучали еще в 1970-х годах, но были встречены скептически. «Мы не восприняли это всерьез. Мы не знали, что нас ждет», — болезненно призналась Аджиева. Именно тогда становится ясно, что эти парни уже не просто «проблемные подростки», поскольку в городе начинаются бандитские войны. В свою очередь, город стал жить по правилам, установленным преступными синдикатами.
Однако книга «Стенка на стенку» выходит за рамки уголовного расследования. Акива поставила перед собой задачу понять, как меняется общество. По ее мнению, преступность в Казани – это не просто вопрос правопорядка. Речь идет о социальной идентичности города, который «настраивается» не только на ритмы преступных группировок, но и на страхи самих преступных группировок.
«Его социальная природа гораздо серьезнее и опаснее», — подчеркнула Любовь Агиева. Общество привыкло к тому, что правила игры определяют преступники. Несмотря на усилия правоохранительных органов, «трезвость началась только после просмотра фильма, посвященного этой теме». Это документальные фильмы, снятые Николаем Морозовым и Робертом Хисамовым.
Исследование было сосредоточено на собственном отношении подростков к группам. В глазах молодых казанцев банды – не зло, а символы силы и дружбы. По словам Аджиевой, девушки восхищаются «мужчинами, которые поддерживают друг друга». На этом фоне становится крайне сложно бороться с криминальными структурами. Лишь после ряда трагических событий общество впервые осознало серьезность проблемы, в том числе избиение до смерти глухонемого мальчика просто потому, что он «не смог ответить, за кого баллотируется».
«Город восстал, но был непобедим», — вспоминала Аджиева. Она сказала, что этот инцидент стал поворотным моментом в осознании того, что подростковые банды — это не просто местная проблема, а трагедия для целого поколения.
В своей книге «Стенка на стенку» Любовь Агеева рассматривает казанскую группу с разных сторон. Она не защищает этих «подлых мальчиков», но и не делает их просто преступниками. Его цель — дать читателям понимание того, как и почему возникли эти структуры и как общество позволяет им существовать.
Но самое главное, это поднимает вопрос, который всегда задают люди: что мы как общество делаем не так? Как мы можем предотвратить повторение подобного? Хотя эти вопросы остаются без ответа, история Тяп-Брияпы и других казанских групп все еще живет в книгах и воспоминаниях тех, кто был свидетелем их взлета и падения.
Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор Telegram-канала «Пулочки с маком» и основательница первого онлайн-книжного клуба по подписке «Макулатура «Люди».