9 ноября, 2024

«По экспорту мы должны захватить все страны тихоокеанского региона»

На Бизнес-бранче «Реального времени» эксперты обсудили вопросы реструктуризации экспорта и новые направления сбыта татарстанских товаров

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

«В этом году мы отправили первую партию в Перу», — рассказала Элина Ибрагимова. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

«Мы также активно развиваем поставки в Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Грузию, Армению, Беларусь и Туркменистан. Контрактный розлив мы ведем в Белоруссии, Узбекистане и Монголии», — добавила она.

Производитель гибкой упаковки Danaflex описывает изменения в своих экспортных поставках. «Если раньше весь фокус был на европейских странах – мы традиционно поставляли Восточную Европу, Чехию, а сейчас – страны Центральной Азии: Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, но также Турцию и страны Африки. Производство продовольствия там растет быстрыми темпами. Конечно, Интересны также страны Южной и Латинской Америки», — рассказал Алик Губайдуллин, директор по продажам компании.

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

«Если раньше все внимание было сосредоточено на европейских странах, то теперь – на странах Центральной Азии», – сказал Алик Губайдуллин. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

Барс Профи отвечает за негабаритные перевозки и проектные работы в регионе. Компания также подтвердила репозиционирование рынка. По словам руководителя департамента развития Айнура Симашева, наиболее активные поставки сейчас будут идти в Турцию и Китай, поскольку все европейские направления закрыты.

— Транзит из Европы ужасен, потому что компании боятся вторичных санкций. Под их юрисдикцию попадает множество европейских компаний, поэтому им сейчас сложно транзитом проходить через Россию. Пришлось делать много замен, это была не совсем надежная конструкция и ее боялись. Проблема в том, что можно утверждать, что большая часть европейского рынка исчезла», — отметил он.

Юрий Шадрин, руководитель группы экспортных продаж АО «Аммиак», отмечает, что Латинская Америка и Европа были и остаются приоритетными для производителей минеральных удобрений. «Мы не поставляем нашу продукцию в Азию, страны Персидского залива, а географическое расположение нашего производства и наличие производителей аналогичной продукции в этих регионах не позволяют нам быть конкурентоспособными на этих рынках», — сказал он.

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

Юрий Шадрин сообщил, что для производителей минеральных удобрений приоритетными направлениями являются Латинская Америка и Европа. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

Казанская кухня лишь недавно получила экспортную лицензию в сотрудничестве со странами ЕС. Основным покупателем мясной продукции татарстанских производителей является Казахстан. Но компания подозревает, что большая часть товаров здесь экспортируется в Китай, поскольку внутреннее потребление среднеазиатской республики не может поглотить такие объемы.

— Также, когда мы посетили «Татарстан ЭКСПО» в «GulFood», большой интерес проявили Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт. Люди ждут, чтобы мы получили лицензии из этих стран, — рассказал Ринат Султанов, консультант компании по развитию бизнеса. — Мы прошли сертификацию в Комитете по стандартам Халяль Духовного совета мусульман Республики Татарстан и сейчас находимся в процессе сертификации сертификация. Провел большую работу по сертификации для стран Персидского залива.

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

«Заинтересованность проявили Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт, люди ждут, чтобы мы получили лицензии от этих стран», — сказал Ринат Султанов. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

Виктор Ахтямов, заместитель генерального директора ООО «Мир», заместитель председателя Комитета развития Торгово-промышленной палаты Республики Таджикистан, отметил: «Поскольку мы девелоперы, мы не говорим об экспорте и импорте, мы говорим о Внутренняя Торгово-промышленная палата недавно создала рамки для работы комитета. Мы развиваем любые направления бизнеса и ведем проектную деятельность. Сейчас в Азербайджане находится бизнес-делегация, и наши татарстанские партнеры заинтересованы в выходе на этот рынок, на который предприниматели также готовы рассмотреть сотрудничество с нашей республикой, вопросов пока не возникло, но вполне вероятно, что вопросы будут».

Другой татарстанский экспортер, ООО «Виртуальные технологии», не имеет проблем с логистикой по сравнению с аналогами. «Моя история очень нетипичная, нам не нужно было ничего никуда отправлять — все было сделано по безналичному расчету. ОАЭ, Япония, Юго-Восточная Азия, страны СНГ, чаще Казахстан, Таджикистан. В США наличие лицензий на использование этих систем делает нам немного проще», — признается генеральный директор Алексей Гришин. Компания предлагает программный продукт — нейронные сети для создания дизайн-проектов жилой недвижимости. Модератор спросил, не боятся ли жители Запада работать с российскими разработчиками программного обеспечения.

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

«Недавно мы совершили деловой визит в Азербайджан, и наши партнеры в Татарстане заинтересованы в выходе на этот рынок», — сказал Виктор Ахтямов. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

«Мы ищем людей, которые не боятся, которые имеют с нами нормальный контакт. На самом деле есть некоторые нюансы: мы обожглись, нам вставили палки в колеса. Но есть один заказчик, тот, который нормально реагирует, люди которые понимают и ценят продукт, а не политику. Мы гарантируем, что дизайн-проекты будут готовы менее чем за день, а по цене чашки кофе мы конкурируем с дизайнерами интерьеров, и наши цены примерно в 30 раз ниже», — объясняет он.

Поставщик химического сырья Ece Group в основном осуществляет внешнеторговую деятельность со странами СНГ. Директор компании Джейхун Исаев сообщил, что одноразовая продукция поставлялась в Китай, Турцию и Иран.

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

Поставщик химического сырья в основном ведет внешнеторговую деятельность со странами СНГ, сообщил директор компании Джейхун Исаев. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

«Экспортные сделки усложняют проблемы с платежами и логистические нагрузки»

В 2023 году российский экспорт сократился на 28,3% — с $592,5 млрд до $425,1 млрд. Основное снижение произошло в Европе — с $265 млрд до $84,9 млрд. Хотя их доля выросла на 5,6%, не полностью вниз. По данным Федеральной таможенной службы ТПП РТ Артура Николаева, убытки на европейском направлении возмещены от $290,4 млрд до $306,6 млрд.

При этом, по его словам, происходит определенное замещение поставок из Азии, экспорт которой увеличился — в этом регионе, включая Азиатско-Тихоокеанский регион в целом, доля составляет 72%.

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

«Мы ищем людей, которые не боятся и нормально с нами общаются», — сказал о западных партнерах Алексей Гришин. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

«Также есть большой интерес к другим рынкам, таким как Африка и Латинская Америка. В первой половине 2024 года эта тенденция сохранится, но объем экспорта падает не так резко и остается на уровне около 75% по сравнению с предыдущим периодом. За исключением аммония. За исключением крупных предприятий, таких как «Татспиртпром» и «Татспиртпром», большую часть экспорта составляют малые и средние предприятия. С точки зрения структуры экспорта около 80% составляют углеводороды, включая нефть, природный газ и уголь, а также нефть. Однако нас интересуют и остальные 20% экспортной продукции», — сказал он.

Заместитель директора ТПП РТ добавил, что экспорт в Европу продолжил снижаться в первом полугодии 2024 года. Хотя доля минеральных удобрений несколько увеличилась, поставки металлов и продуктов питания продолжали снижаться, составляя около 5% общего экспорта России.

В начале своего выступления заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Рустем Генулов представил итоги работы АПК республики в 2023 году. Он сказал, что прошедший год был довольно трудным. Санкционные ограничения, постоянные колебания цен, снижение закупочных цен на молоко — все это влияет на конъюнктуру рынка, конечную продукцию и общее развитие агропромышленного комплекса.

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

«Снижение объемов экспорта в первом полугодии 2024 года незначительное, около 75% по-прежнему экспортируется в Азию», — сказал Артур Николаев. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

Несмотря на это, Татарстан традиционно занимает первое место среди регионов России по производству молока. Республика лидирует, производя в прошлом году более 2,2 миллиона тонн молока, что составляет около 6% от общего объема производства страны. Область самообеспечена этой продукцией, у нас 55 предприятий по переработке молока, из них 6 крупных, остальные мелкие. Республика Татарстан ежедневно производит более 5000 тонн молока, около 85% которого перерабатывается в республике, а остальная часть через трейдеров отправляется в соседние регионы и поставляется к нам в виде готовой продукции. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ сейчас работает над тем, чтобы все молоко оставалось в республике, а это означает больше рабочих мест и налоговые льготы. Республика Татарстан занимает второе место в России по производству картофеля, шестое — по производству яиц, восьмое — по производству мяса скота и птицы, девятое — по производству сахарной свеклы.

— В отличие от российского показателя, объемы экспорта Татарстана в 2023 году не снизились по сравнению с 2022 годом. Мы закончили год с выручкой в ​​$457,6 млн и $444 млн в 2022 году, что является незначительным ростом, но он все же есть. Целенаправленное сотрудничество с экспортерами принесло свои плоды. Мы постоянные посетители международных выставок, таких как Gulffood, Food Africa, «Продэкспо» и др.», — рассказал замминистра.

По его словам, одной из самых эффективных выставок для российских экспортеров продуктов питания является Gulfood, объединяющая более 5500 компаний. Он привлекает большое количество посетителей, здесь проводятся B2B встречи, участники приходят с письмами о намерениях. «Ежегодно мы подписываем там более 10 соглашений специально на экспорт», — добавил Рустам Гайнуллов.

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

«Ежегодно мы подписываем там более 10 соглашений специально на экспорт», — добавил Рустам Гайнуллов. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

В соответствии с поручением президента Владимира Путина важно постепенно переходить от сырьевого экспорта к несырьевому экспорту. К 2030 году это число должно достичь 30%. Поэтому спикер подчеркнул, что основной задачей зарубежных визитов является привлечение инвестиций в экономику республики и агропромышленный сектор с целью переработки сельскохозяйственной продукции и ее экспорта. За восемь месяцев 2024 года республика экспортировала сельхозпродукцию почти на 300 миллионов долларов США и по состоянию на 22 сентября выполнила 64,4% запланированного задания.

——Конечно, задач и проблем еще много. Работа осложняется тем, что многие компании (например, Maersk, MSC) покинули нашу территорию, а те, кто остался, несут значительную логистическую нагрузку из-за высоких колебаний валютного курса, сложностей с оплатой и большой логистической нагрузки. Размер и география поставок не столь широки. Кое-где мощности нашего бизнеса недостаточны, тарифы на перевозки возросли, сроки доставки также увеличились. Конечно, все это усложняет и удлиняет процесс экспортных операций. «Признался Рустем Гайнуллов.

В результате поставки замедляются, а выплаты наличными задерживаются. «Хотя мне хотелось бы больше продукции отгружать на экспорт», — отметил он. Для решения этой проблемы Минсельхоз РТ совместно с Минсельхозом РФ и федеральным госбюджетным агентством «Служба экспорта сельскохозяйственной продукции» разрабатывает план развития экспорта аграрной продукции до 2030 года. Документ будет готов 1 ноября. В настоящее время разработана стратегия АПК до 2030 года, сочетающая экспортные блоки с нормальным и неблагоприятным сценариями и учитывающая все возможные риски. В настоящее время в Татарстане насчитывается 258 участников экспортной деятельности. Если в 2017 году, когда республика начала активно развивать внешнюю торговлю, она поставляла товары в 40 стран, то сейчас — в 52 страны.

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

важным является постепенный переход от сырьевого экспорта к несырьевому экспорту. Замминистра сообщил, что к 2030 году эта цифра должна достичь 30%. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

— Несмотря на санкционные ограничения, есть еще недружественные страны, и мы все еще можем перебрасывать часть поставок в дружественные страны. Сейчас мы активно сотрудничаем со странами Юго-Восточной Азии. Этот рынок очень важен для нас. Недавно по поручению Рейса Республики Татарстан мы возглавили делегацию и представителей сельскохозяйственных предприятий с визитом в Малайзию. Есть хорошие планы роста и развития, поэтому мы видим, что эти рынки еще не полностью развиты. Мы должны увеличить свое присутствие на этих рынках. Индонезия и Малайзия — огромные рынки; нам предстоит охватить все страны Тихоокеанского региона с точки зрения экспорта. «Заместитель министра твердо убежден.

Также необходимо продолжать активное сотрудничество с Китаем, Индией и всеми странами, которым еще предстоит много работы в рамках экспортной деятельности. Для выполнения этой задачи Федеральное министерство сельского хозяйства ввело в штат более 44 сельскохозяйственных атташе, которые в основном играют роль местных торговых представителей по развитию экспорта в агропромышленный комплекс.

«Объемы дополнительной документации растут — закручивание гаек идет с обеих сторон»

Участники продолжили более подробно обсуждать вопросы логистики. Предпринимателям было предложено рассказать о том, как они решают трудности удлинения транспортных коридоров и увеличения затрат. В «Татспиртпроме» отмечают, что основной проблемой поставок в дальние страны является отсутствие прямой логистики: «Как мы решаем эту проблему? Мы отправляем продукцию через третьи страны – морским и железнодорожным транспортом, так называемыми интермодальными перевозками. Все это увеличивает доставку» время производства продукции и влияние затрат».

Учитывая выпускаемую продукцию и объемы выпуска, аммиачному заводу в любом случае приходится экспортировать удобрения. Основным видом транспорта является железнодорожный транспорт до портов Балтийского моря.

——Сегодня самой большой проблемой железнодорожных перевозок являются пробки, которые приводят к «брошению» транспортных средств на маршруте, что приводит к потерям из-за простоя транспортных средств. Нецикличный оборот фур прерывает наше «кольцо», поэтому мы вынуждены хранить большие объемы груза, а затем стараться быстро его погрузить и отгрузить, чтобы вовремя доставить в порт для отправки судна. Завод производит готовую продукцию каждый день, и нам необходимо отгружать ее каждый день, чтобы предотвратить остановку завода. «Пояснил Юрий Шадрин.

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

Представители «Барс Профи» рассказали, что наиболее активными направлениями доставки на данный момент являются Турция и Китай, так как все европейские направления закрыты. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

В Danaflex рассказали, что еще несколько лет назад компания сильно зависела от поставок европейского сырья, но сейчас эта зависимость снизилась в разы. Большая часть продукции отправляется морским путем – через Индию и Китай, а большая часть продукции реализуется, в том числе, в СИБУР».

— Сейчас есть большие поставки из Юго-Восточной Азии и Китая, например, алюминиевую фольгу поставляет компания «Русал Саянал». В основном мы используем транспортные средства для логистики. У нас нет сложностей с поставками из Средней Азии: Казахстана, Узбекистана, Киргизии. Для нас затраты на транспортировку значительно выросли из-за нехватки водителей. Алик Губайдуллин рассказал, что даже доставка в соседние страны (Алматы и Ташкент) существенно увеличила стоимость.

«Грузоподъём» не имеет глобальных логистических проблем, поскольку экспортер в основном работает со странами СНГ. Однако прохождение таможни осложняется бюрократической волокитой:

— При экспорте и импорте количество дополнительных документов растёт каждый квартал. Нужно получить дополнительные сертификаты и затянуть гайки с обеих сторон. Например, из России и Казахстана. Казахи могут получить бумажку три недели, но мы отправляем машину, и она может остаться на границе навсегда. Тем более, что раньше такой проблемы не было. Обычная накладная позволяет свободное и условное пересечение границы. Теперь всегда есть какие-то дополнительные истории», — рассказал Тимур Галимуллин.

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

Тимур Галимуллин сообщил, что количество дополнительных документов растет каждый квартал по мере увеличения импорта и экспорта. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

Мнзия Загидуллина, генеральный директор ООО «НПК «Передовые технологии», рассказала, как ее компания развивает экспортную деятельность в сфере услуг. Предприниматель надеется освоить множество направлений, особенно в странах Северной Африки: «Сейчас у нас небольшой контракт и мы являемся консультантами. Если у кого-то есть передовая идея, мы всегда готовы его сопровождать. Спасибо Торгово-промышленной палате Республика Татарстан за то, что позволила мне объехать полмира, например, мы сотрудничали с Германией. Мы отобрали группу специалистов по робототехнике для работы на заводе Volkswagen в Калуге. Контракт был подписан в 2014 году, а потом случился мировой кризис в Крыму и против санкций России. Несмотря на это, у нас все еще есть партнеры в Германии «Многие из них — наши бывшие соотечественники, которые хотят переехать к нам, и здесь много специалистов, например в ИТ-отрасли, которые находятся в кайфе требовать».

Участники бранча не раз возвращались к теме информационных технологий, но логистика оставалась одним из основных моментов. Татарстанская компания, занимающаяся трансграничными перевозками крупнообъемных, интермодальных и негабаритных грузов, рассказала о своих проблемах:

— Мы не соблюдаем требования к размерам с российской стороны, когда перевозим слишком широкий груз. Допустим, ширина груза превышает 5 метров, но на нашей границе можно перевезти только 4,9 метра. Это касается Казахстана и Маньчжурии. Нам пришлось сделать длинный крюк, чтобы обойти все это. Настоящая проблема нашей отрасли в том, что мы не смотрим за пределы измерений. У нас постоянные конфликты и наши расходы большие», — сказал Айнур Симашев.

По его словам, с водителями особых проблем нет, поскольку взаимодействие с ними уже налажено и зарплата увеличена до 250-300 тысяч рублей. Но существует загадка относительно стоимости капитала; это очень дорогостоящие расходы для автотранспортных компаний: «Мы были готовы арендовать оборудование, но путешествовать по таким ценам было невозможно. Цены на запчасти выросли, потому что цепочка поставок рухнула. Флот в основном европейский, но сейчас трактор стоит 25 миллионов, трал стал дороже, да и вообще техническое траление раньше стоило 11-12 миллионов, сейчас 36 миллионов!».

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

«Когда мы перевозим слишком широкий груз, мы не пропускаем габариты на российской стороне», — заявили в транспортной компании. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

Бизнесмен обратился к чиновникам с просьбой создать систему субсидирования арендной платы: «Много китайской техники сейчас мы собираем. Если государство хотя бы частично субсидирует арендную плату, мы бы с удовольствием подписались».

«Проблема по финансированию есть — ее надо признать»

Заместитель министра сельского хозяйства РТ рассказал, как промышленные предприятия Татарстана нашли собственные решения логистических проблем. 67% структуры экспорта сельскохозяйственной продукции Татарстана составляет масложировая продукция, которую поставляет Казанский масложировой комбинат».

— Как решили проблему логистики? В период летней навигации пиковые нагрузки и цены растут, что приводит к дефициту. Их грузы в основном навалом, зачастую сложными способами доставки, а именно в порт Новороссийск. Они перенесли его в большой контейнер на корабле. Решение было принято два года назад при поддержке Минсельхоза РТ и Росагролизинга. Они приобрели 100 автоцистерн для перевозки всей своей продукции. — пояснил Рустем Гайнуллов.

По его словам, такую ​​же работу сегодня проводит компания «Август-Агро», которая недавно запустила элеватор единоразового хранения емкостью 190,5 тыс тонн зерна на базе Свияжского интермодального транспортного комплекса. «В год будет 450 000 тонн, которые будут экспортироваться по назначению. Они купили самосвалы и в этом отношении обезопасили себя. Конечно, это огромные инвестиции, которые могут себе позволить только крупные компании с хорошей деятельностью и пониманием перспектив. Доступный».

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

Мзия Загидуллина рассказывает, как ее компания развивает экспортную деятельность в сфере услуг. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

В рамках господдержки действует специальная программа «Перевозка сельскохозяйственной продукции», действие которой регламентируется Постановлением Правительства РФ № 1104 от 15 сентября 2017 года. Программа реализуется через единое окно Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и АО «Российский экспортный центр». В этом году программа имеет лимит в 11 миллиардов рублей для всей России, и все были отобраны в течение трех дней. «Поэтому с учетом обработанных и невыполненных заявок мы предлагаем увеличить лимит до 16,5 млрд рублей», — сказал замминистра. Меры поддержки плана предусматривают возмещение 25,5% затрат на логистику по трем видам транспорта: водному, железнодорожному и автомобильному от пункта погрузки до пункта разгрузки.

— Конечно, приходится признать, что у нас проблемы с финансированием, но в целом программа работает. В этом году появились две компании: КЖК инвестировал 490 млн рублей и «Эссен» — 15 млн рублей. В результате КЖК получил $249 млн, а «Эссен» — $1,7 млн. — отметил Рустем Гайнуллов.

Он советует тем, кто хочет подать заявку, следить за новостями в начале года, когда будут обретать форму программы на следующий год. В прошлом году ее условия были расширены, по приоритетным видам продукции можно получить возврат до 100%. «В этом году из-за нестабильной ситуации в стране внесли некоторые изменения, оставив 25% и 50% тех экспортеров, которые отправляют продукцию в менее развитые страны (например, в Африку), получают субсидию в размере 50%, далее коэффициент возмещения удвоится».

Вице-президент ТПП РТ напомнил, что с приходом эпидемии логистика значительно выросла, а цены выросли в три раза: «Хотя в некоторых моментах было небольшое снижение, но установленные затраты сейчас остаются на несколько более низком уровне» но стабильный уровень».

По его словам, сегодня предпринимаются серьезные попытки отнести к «чисто азиатскому направлению, исключая страны СНГ», в основном север и юг: «Я своими глазами видел, как в одном из вагонов выгружали российское подсолнечное масло». Иранские порты – Соединение сейчас активно работает».

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

вице-президент Торгово-промышленной палаты РТ напомнил: Когда произошла эпидемия COVID-19, цены на логистику выросли в три раза. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

«Но если рассматривать только Китай и другие страны Азии, РЖД не справляется с этой нагрузкой. Дороги забиты, и большая часть перевозок грузов осуществляется грузовым транспортом. В связи с ростом спроса многие предприниматели стали переключиться на покупку новых автомобилей Грузовые. Некоторые из них оказались в беде, и теперь лизинговые компании отбирают автомобили у тех, кто не может позволить себе арендную загрузку. В этом случае можно перехватить хорошие автомобили на выгодных условиях», — считает Николаев.

Кроме того, он напомнил, что в Татарстане действует отдельная программа логистического субсидирования малого и среднего бизнеса, которая реализуется через Минэкономики и Центр поддержки экспорта. План включает в себя субсидирование транспорта до границы с Россией. «Если товар будет отправлен в Казахстан, то это может существенно компенсировать часть стоимости. Многие предприниматели воспользовались этой возможностью и еще имеют деньги на субсидирование», — пояснили в ТПП.

«Доказываешь, что не вывозишь высокотехнологичное импортное оборудование»

Переходя к третьему вопросу о сертификации оформления грузов, бизнесу задали вопрос, как переход на новый рынок изменит привычный процесс оформления транзитных документов.

«Барс Профи» признает, что из-за опасений по поводу вторичных санкций против партнеров, вызывающих проблемы с импортом, компания использовала различные схемы, например, создание технического импортера, к которому она не имеет никакого отношения: «Иногда вместо документации занимаемся мы. Привезите его в Турцию, сделайте вид, будто он сделан в Турции, а потом мы отправим его через Турцию».

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

поскольку партнеры опасались вторичных санкций, которые могут вызвать проблемы с импортом, компания рассматривала различные варианты, например создание импортеров технологий. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

«Грузоподъем» признает, что экспорт иногда «приходится еще и маскировать»: «Мы пишем несколько компонентов, которые запрещено вывозить как один продукт» The Edge Group рассказывает, как они испытывали большие трудности на турецком направлении: «Мы тоже» столкнулся. Что касается банковских ограничений, то код должен быть неавторизованным — банк сам не пропускает платежи. Мы работаем с банком, имеющим корреспондентский счет в Турции. Еще полгода назад в Турции таких проблем не было но сейчас их так много, что действительно остался только один или два турецких банка, которые могут что-то сделать».

Татарстанский производитель кранов продолжил эту тему: «Для нашей отрасли — машиностроения многие считают, что по этим спецификациям мы перевозим некую технику, которую можно использовать в военных или других целях, потому что кран может что-то сделать устройства перегружены всем, и нам начинают уделять больше внимания со всех сторон, что нам приходится полностью выражать это на бумаге, и есть много разных форм того, из чего это устройство сделано и используется, из гаек и покупают все сертификаты. Вот тут-то и возникает сложность, которая удлиняет процесс доставки».

— В Российской Федерации существует ряд постановлений Правительства № 310, 311 и 312, которые изначально были созданы для защиты отечественной техники и минимизации экспорта за границу. Хотя эти меры призваны защитить отечественное производство, они также вызвали определенные трудности, в чем я полностью поддерживаю своих коллег. Я так понимаю, что для экспорта оборудования необходимо получить подтверждение Минпромторга РФ, что очень усложняет процесс. Кроме того, у Торгово-промышленной палаты есть и другие требования. Даже если вы планируете экспортировать в Казахстан, вам необходимо доказать, что экспортируемый товар является конечным продуктом и при его производстве использовались отечественные комплектующие. Также важно подтвердить, что высокотехнологичное импортное оборудование не идет на экспорт», — пояснил Артур Николаев.

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

«Нужно доказывать, что вы не экспортируете высокотехнологичное импортное оборудование, поэтому это так сложно», — пояснил Артур Николаев. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

— Для экспорта сельхозпродукции АПК необходима регистрация по месту нахождения Россельхознадзора. Платформа является цифровой, простой для понимания и знакомой нашему бизнесу. Никаких сложностей нет», — сказал Рустем Гайнуллов. — За шесть лет 250 товаров вышли на внешние рынки и получили права на экспорт в 100 стран мира. В последние два года они сосредоточили свое внимание только на Востоке.

По его словам, анализ по итогам 2021 года показывает, что в структуре экспорта агропромышленного комплекса Татарстана 17,5% составляют недружественные страны, а значит, доля не такая большая. «Поэтому те экспортеры, которые работают на страны Восточной Европы, просто пытаются перенаправить свои потоки и изменить номенклатуру экспортируемой продукции. Например, если они экспортируют льняное семя, они переходят на что-то другое — рапс. Мы переориентируемся на Китай, Вьетнам, Малайзию, Алжир, страны Северной Африки и Тихого океана».

Мясоперерабатывающие предприятия в основном поставляют продукцию в мусульманские страны. Для выхода на этот рынок продукция должна быть сертифицирована по стандартам Халяль. «Требования очень жесткие», — сказал замминистра сельского хозяйства. «Мы знаем все эти органы по сертификации. Если в Саудовской Аравии и странах Персидского залива это GAC, Esma, в Малайзии — Jakim, в Индонезии — BPJPH, в Марокко — Imanor. В Москве есть международный орган по сертификации, который полностью разбирается в этих органах аккредитация стран. Наши компании могут быть проверены и сертифицированы ими в этих целевых странах».

«Когда дело доходит до экспорта, мы должны оккупировать все страны Тихоокеанского региона»

мясоперерабатывающие предприятия в основном поставляют продукцию в мусульманские страны. Динар Фатихов/realnoevremya.ru

На федеральном уровне разработана отдельная программа поддержки экспортеров в сертификации их продукции. Согласно постановлению Правительства РФ № 1816, субъект хозяйствования может получить на эти цели субсидию в размере до 1 млн рублей, но не более 90% стоимости сертификации. «Это фитосанитарные сертификаты, международные сертификаты халяль и сертификаты кошерности для тех, кто работает на кошерной продукции. Есть эффективный механизм и еще есть средства, поэтому вы можете обратиться сюда», — поясняет Рустем Гайнуллов.

— Для многих предприятий существуют региональные меры поддержки, особенно в экспортном секторе. Однако для их получения необходимо иметь действующий экспортный контракт, в котором должны быть четко прописаны требования для получения тех или иных сертификатов. Такие меры могут покрыть расходы до 1 млн руб. Стоит отметить, что центры сертификации имеют свои особенности, особенно в сельскохозяйственной сфере. Обычно в этой сфере уже работают специалисты, знакомые с местными требованиями. Например, сейчас мы проверяем один из предложенных нашим клиентом сертификационных центров Омана. Мы пытаемся понять, как эффективно проводить сертификацию в этой стране», — добавил Артур Николаев.

Поэтому, по его словам, программы поддержки экспортеров существуют, и через ТПП можно понять реальную ситуацию работы различных сертификационных центров.

Производитель алкогольной продукции сообщил, что проблем с сертификацией продукции у него не возникло и что в этом ему также помогли коллеги из Торгово-промышленной палаты.

(продолжение следует)

Read Previous

«Продажи встали» — квартиры не дешевеют: как долго застройщики смогут удерживать цены

Read Next

Сергей Чистов: «Все игроки «Крыльев барса» находятся в ожидании чемпионата страны»

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *