Я никогда не была в России, объективно не знаю ситуацию, не знаю многих аспектов, но кое-что могу предположить. Мои мысли основаны лишь на моих личных наблюдениях. Первое, и самое главное, в России с трудом можно насчитать даже 0, 0094% веганов от всего населения страны. Это по моим приблизительным подсчётам. Это меньше, чем в любой известной мне стране, с чьей ситуацией с веганством я хоть как-то знакома.
Чехия – 1%, Италия – 3, Германия – 5, Великобритания – 7. Я вегетарианцев не считаю. Это огромное препятствие к заведению и существованию этичного бизнеса. Касается это крупных сетей веганских ресторанов в основном. Многие скажут, что дело в климате. Но это будет ложью. В Англии тоже холодно, дождь там льёт более чем полгода в год, постоянно сыро и людям тоже нужно греться. Скажу даже больше, в Англии, в отличие от России, далеко не все люди способны себе позволить отопление. Многие мои знакомые спят в Лондоне под десятью одеялами и в шапках, потому что отопление – это роскошь. И все равно являются веганами. Про отдалённые регионы Норвегии и Канады я вообще молчу…
Второй причиной, на мой взгляд, является абсолютное непонимание многими русскими веганами концепции бизнеса. Ребят, не хочу никого обижать, хочу разобраться. Я несколько раз вступала в споры с россиянами, которые в ответ на мои посты о шубах из искусственного меха или веганской обуви набрасывались на меня с критикой, что я предлагаю слишком дорогие варианты. А вы, друзья, как думали? Конечно, это дорогие товары. И они будут дорогими, пока мы их не будем покупать. Хочу отметить, что и у меня пока нет денег на покупку товаров у веганов – их шуб, обуви и некоторых шоколадок. Но я понимаю проблему и хочу идти навстречу её решению. Всегда, когда у меня есть возможность, я покупаю дорогие шоколадные батончики со значком «веган», потому что знаю, что их производит крохотная чешская фирма, которая вынуждена бороться за существование.
Что это такие же веганы, как я, которые хотят заниматься тем, что не противоречит их миропониманию. К слову. Одной из самых популярных дешёвых фирм является Макдак. Их схемы вы все знаете. Они придумали по сути фермы интенсивного животноводства. Заперли животных, сделали из них машины по зарабатываю денег в карман владельцам этой фирмы. Вы уверены, что хотите дешёвых схем? Да, я хочу дешевых товаров, но знаю их истинную цену.
Причин дороговизны этических товаров несколько:
- малые обороты
- отсутствие государственных субсидий
- необходимость поднимать бизнес с нуля, а не по франшизе, потому что этических франшиз пока нет (либо слишком мало)
- сертификация (молочной фирме не надо напрягаться, ее все равно сертифицируют, потому что молоко купит миллион людей и государство заработает на НДС) и т. д.
Потому фразы типа «Фирма, производящая веганкую обувь, просто наживается на нас, веганах!», по-моему, это просто наши же внутренние комплексы и непонимание системы ведения бизнеса. Такими фразами мы и отбиваем желание у веганов открывать веганские рестораны. Человек, у которого вертится в голове мысль что-то открыть, передумает после прочтения такого. Многие годами вынашивают план, отслеживают реакцию…
Открытие бизнеса – это тяжёлое моральное потрясение. Это куча бумаг, денег и бессонных ночей. Открытие этичного бизнеса – это ещё и страх, что у тебя не будет клиентов, потому что тех, кому важна этика, очень мало. И получается, что мы своим неправильным поведением отпугиваем единственных людей, кто может открыть веганский ресторан – веганов с идеей. Т. е. мы хотим, чтобы нам открывали рестораны и магазины, где будет всё веганское и при этом дешевое, но не готовы никого поддержать, кто решился. Вот знаете, в Америке есть целая куча сайтов, где можно выставить свой проект и люди, которые сайт посещают, если им проект понравится, будут его финансово поддерживать. Кто-то дает $1, а кто-то – 100. Так увидели свет десятки веганских фирм. Давайте себе зададим вопрос – мы будем поддерживать Катю из «Волкодергинска», которая нам напишет – помогите открыть этичный магазин сумок? Я почти уверена, что никто её не поддержит. Вот собственно, мои мысли. Я думаю, что нам надо менять что-то внутри себя, если мы хотим удобства и комфорта. Его никто не принесёт нам на блюдечке, нам нужно за этот комфорт самим радеть и бороться. И не забивать в людях, которые способны открыть этичный бизнес, их желание и стремление.