Массового аннулирования регистраций машин пока нет, но проблемы уже возникают
При ввозе машины в Россию нужно заплатить таможенные пошлины и НДС, которые рассчитываются от стоимости автомобиля. Реальное время / realnoevremya.ru
— Исчерпывающий перечень оснований прекращения регистрации транспортных средств установлен законодательством в сфере регистрации, в частности Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — отметили в ГАИ.
Изменение статуса электронного паспорта транспортного средства в связи с его аннулированием к таким основаниям не отнесено, пояснили в ведомстве. Однако это может повлечь за собой отказ в проведении каких-либо регистрационных действий с транспортным средством в дальнейшем, что также прямо предусмотрено пунктом 5 части 3 статьи 18 указанного Федерального закона.
Вопросы, связанные с взысканием недоплаты по утилизационному сбору, должны разрешаться в рамках таможенного и гражданского законодательства, в том числе с помощью Федеральной службы судебных приставов, подчеркнули в ГАИ.
Пострадали и добросовестные покупатели
Как сообщил «Реальному времени» представитель АНО по развитию инфраструктуры для электромобилей «Рестарт» и организатор фестиваля «Электромобильность» Рустем Галимзянов, проблема с доплатами за утилизационный сбор действительно острая. Причем требование таможни доплатить за утильсбор поступило не только тем, у кого в инвойсе была занижена стоимость ввезенного автомобиля, но и добросовестным покупателям. В частности, пострадал от этого и сам спикер, который эксплуатирует свой электромобиль с 2020 года.
Доначисления за утилизационный сбор активно обсуждаются автовладельцами с середины 2024 года. Пострадавших, по словам собеседника издания, много. Роман Хасаев / realnoevremya.ru
Просят доплатить в казну от 300 тысяч до 1 млн рублей
В последнее время автовладельцы, купившие иномарки по параллельному импорту, стали массово получать требования о доплате таможенных сборов и утилизационного сбора, подтвердил также эксперт ООО «Автостат Инфо» Александр Климнов.
С доначислениями столкнулись покупатели, обратившиеся к частным байерам, у которых машина подчас получалась заметно дешевле, чем у официального дилера, потому что они использовали пробелы в законодательстве и откровенно занижали номинальную стоимость, от которой считаются сборы за машины, ввезенные через страны Таможенного союза в период 2023–2024 годов. Иногда покупателей просто привлекала недоступная или ушедшая с рынка марка.
Некоторые владельцы иномарок, осознав допущенную ошибку и скрепя сердце, предпочитают сразу рассчитаться с государством. Максим Платонов / realnoevremya.ru
«Многие компании, которые занимались ввозом данных автомобилей, в том числе через Киргизию, Казахстан и Армению, по льготным тарифам, просто не предупреждали покупателей машин об этом, — рассказал Климнов. — Суммы доначислений совершенно разные и зависят от марки машины и от ее стоимости».
Кроме того, даже последующий новый владелец, после перепродажи машины на вторичном рынке, может получить «письмо счастья» с требованием доплатить пошлины. Покупатели таких машин тем более не подозревают о мошенничестве, ведь приобретают машину по рыночной цене. «Занижение утилизационного сбора не приносит выгоды владельцам, а в выигрыше остаются те, кто организовал поставку, — говорит Климнов. — Таможня теперь активно использует свое право в течение трех лет проверить инвойсы на ввезенные автомобили».
В 2024 году власти стали сверять стоимость машин с реестром Минпромторга. В таких случаях, по мнению юристов, шанс оспорить начисление остается. «Тем не менее незнание закона не освобождает от ответственности, к тому же еще и вырос сам утильсбор. Поэтому доначисления за 2024-й могут оказаться выше», — предупреждает Александр Климнов.
В прошлом году в России, по данным ООО «Автостат Инфо», было зарегистрировано 161,5 тысячи автомобилей (легковых и LCV), ввезенных в страну по параллельному импорту, что на 17,7% больше, чем в 2023 году, когда было зарегистрировано 137,1 тысячи машин.
По числу зарегистрированных машин в этой категории транспортных средств лидирует китайский бренд Li Xiang, чьи регистрации выросли в 2024 году многократно — с 4,7 до 23,3 тысячи. На втором месте бренд Toyota, автомобилей и гибридов которого по параллельным схемам ввезли 29,7 тысячи, что на 7% меньше по сравнению с 2023 годом. На третьем месте корейский Hyundai с 15,4 тысячи машин против 18,7 тысячи в 2023 году (минус 17%). В топ-5 брендов также вошли KIA (13,5 тысячи и -26%) и BMW (11,7 тысячи, +32%).
В 2024 году власти стали сверять стоимость машин с реестром Минпромторга. В таких случаях, по мнению юристов, шанс оспорить начисление остается. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru
Топ-5 брендов, ввезенных по параллельному импорту
Бренд |
Количество автомобилей |
Динамика |
|
1 |
Li Xiang |
23,3 тысячи |
Рост почти в 5 раз |
2 |
Toyota |
29,7 тысячи |
-7% |
3 |
Hyundai |
15,4 тысячи |
-17% |
4 |
KIA |
13,5 тысячи |
-26% |
5 |
BMW |
11,7 тысячи |
+32% |
Данные «Автостат-Инфо»
Лидером среди моделей, ввезенных на российский авторынок по параллельному импорту, стал Li Xiang L7 с результатом 11,7 тысячи (рост в 7,8 раза к 2023 году). Второе место также за моделью Li Xiang — Li Xiang Lil9 с ростом почти в 3 раза до 9 с лишним тысяч машин. Третье место за Hyundai Tucson с 6,9 тысячи (+2%). Также в топ-5 моделей — Toyota Camry с 5,8 тысячи (-1%) и Kia Sportage с 5,4 тысячи авто (-16%).
Отметим, что в октябре прошлого года сумма утильсбора поднялась в среднем на 75%, а с 1 января 2025 года базовая ставка подросла еще от 10% до 20%. Однако коснулось это тех, кто возит машины для перепродажи, хотя и здесь есть неточности в законодательстве, добавил Климнов. «Так что совет для всех, кто планирует купить «параллельную» машину, быть особенно осторожным и, как гласит народная пословица, не покупать на грош пятаков», — резюмировал эксперт.